Святое место — Большое Чуфарово!

14.03.2011 15:05

Ромодановский район славен далеко за пределами Мордовии своей святыней — Свято-Троицким мужским монастырем. Село Большое Чуфарово возникло во второй половине 17 века на землях, пожалованных служивым дворянам Чуфаровым. Эти помещики основали несколько селений на благодатной ромодановской земле, которым дали свое имя: село Большое Чуфарово, деревни Малое Чуфарово и Чуфаровку.

В советские времена Большое Чуфарово было очень крупным селом. Здесь располагалась знаменитая молочная ферма № 2 колхоза «Волна революции», славившаяся своими рекордами по всей Мордовии. Расположено село у границы Ромодановского и Чамзинского районов, в 40 км от Саранска. Небольшая речушка делит село на равнинную и нагорную части. На самой горе располагается мужской монастырь, красочно вписываясь в местный ландшафт, напоминает царские сказочные палаты. Неподалеку от села стараниями насельниц монастыря был разбит огромный сад-огород с яблоками, ранетками и вишней, от времени — с горьковато-кислым привкусом. Любителям клубники лучше чуфаровских оврагов мест не найти, только запасайтесь бидонами и корзинками!

Колесница истории

Время прошлось жестокой и беспощадной колесницей по вольным и невольным жителям села Большого Чуфарова. Еще в позапрошлом веке в этом селе супруга старца Игнатия Вершинина, сподвижника Серафима Саровского, основала женский монастырь. Игнатий Парамонович Вершинин родился в 1824 году в крестьянской семье. С детских лет у него была любовь к храму Божию, у него рано развились склонности к строго подвижнической жизни, воздержанию от земных благ. Вступив в брак, Игнатий с молодой женой отправился в Киев на поклонение к святым мощам. Здесь его жена получила от одного из духовных старцев Киево-Печерской лавры указание, что муж ее, Игнатий, не предназначен для семейной жизни, а будет служить Богу.

Возвратившись домой, Вершинин выстроил на усадьбе отца пятистенную келью: в одной половине жил сам, а в другой — жена. Однако вскоре удалился в Болтинский лес, вырыл землянку и поселился там. Уединившись, молился, соблюдал посты и молитвенные правила. Молва о добром старце скоро рапространилась по всей округе, многие стали приходить к нему за советом.

Игнатий налагал на себя особо строгие посты. Он лечил сотни людей молитвой, прося у Бога выздоровления для больных. 23 апреля 1889 года старца Игнатия не стало, могила его сохранилась и ныне почитается как святыня. Первый каменный корпус сестры сложили в 1870 году и тогда же на втором этаже освятили обновленную Троицкую домовую церковь — община уже с 1868 года именовалась Троицкой. Чуфаровский монастырь жил историей своей страны, несмотря на свою относительную отдаленность от цивилизации и бездорожье. Так, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов по решению монастырского совета 15 сестер были направлены в действующую армию на Балканы в качестве сестер милосердия. В 1904 году чуфаровские сестры трудились в госпиталях Мукдена и Порт-Артура. В Первую мировую войну монастырь отправил многих сестер в лазареты Западного фронта: с собой они везли лекарства, перевязочный материал, а также белье, шитое в собственной мастерской. В гражданскую войну в лазаретах Саранска работали 50 чуфаровских сестер милосердия.
С 1918 года в монастыре были произведены первые ревизии. Одна из первых напастей на монастырь — прибытие в Чуфарово эвакуированного детского приюта из Кронштадта. Для размещения детей у монастыря изъяли два каменных келейных корпуса. На пропитание детей пошли последние запасы монашеских закромов.

С конца двадцатых годов на территории монастыря был устроен «лагерь особого режима для духовенства». Возле села известны три места массовых захоронений жертв репрессий. Число заключенных не превышало трех тысяч человек, хотя этапы прибывали постоянно.
Со временем колонию особого режима сменили последовательно детский дом, профтехучилище (сейчас оно в Ромоданове), колхоз. Каждый хозяин внес свою «лепту» в разрушение монастыря: были снесены собор и домовые церкви. Почти все хозяйственные постройки к началу 90-х годов пришли в аварийное, неприглядное состояние.

Мекка для паломников и туристов

По благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Восстановление монастыря было поручено иероманаху Лазарю. Духовником обители был назначен схиигумен Феофан, прославивший монастырь на всю Россию своим беззаветным служением Богу, способностью исцелять страждующих, помогать даже безнадежно больным людям, даже тем, кому медицина, казалось, не могла помочь.

Чуфаровский монастырь становится с каждым годом все более привлекательным для паломников и туристов. Возле монастыря за последние годы выросли еще несколько новых корпусов и зданий, а также трапезная и лечебница. Приехавшие из Сызрани художники-реставраторы покрыли узорами стены и потолки храма и трапезной. Лики святых преобразили помещения, вернув им былое величие и красоту. В монастырской библиотеке хранятся настоящие раритеты, к примеру, Псалтырь дониконовской печати, одно из самых древних печатных изданий на Руси.

Даже в пору бездорожья, в распутицу люди шли и шли к этому намоленному месту. Ну, а теперь, когда к самому монастырю подведена асфальтированная дорога, бесчисленные автобусы подкатывают к сияющим от солнца железным вратам монастыря. Возможно, от того, что в этих местах безвинно пострадали тысячи людей, в Свято-Троицком храме, где на дневную службу приходит несколько десятков человек, ощущаешь, что храм набит битком. Это молятся погибшие здесь христиане...

Возрождение Большого Чуфарова жители связывают только с возрождением мужского монастыря. В селе проживают около ста человек, с каждым годом становится все больше «дачников», приезжающих в село лишь на лето. Село славится на всю округу своей картошкой, потому что земля здесь для нее очень плодородна.

Жизнь по уставу

Жизнь в монастыре действительно трудная. Монастырский устав очень строг. Обычный распорядок дня насельника таков: подъем в 5.30, молитва, завтрак, служба, работа при монастыре, обед, час отдыха, послушание, служба, ужин, вечерняя молитва, сон.
Молятся в обители четыре раза в день: утренняя молитва, суточная, полуденная, полуночная. Каждый послушник привлекается к работам (послушаниям) и отказаться от них не может. Не каждому человеку по плечу такие испытания. Дисциплина в монастыре железная, во многом благодаря этому благоустроенность территории и всех помещений монастыря содержится на высочайшем уровне. Год за годом расчищалась территория, выносились тонны мусора, бетонировались дорожки, площадки. Из заброшенных развалин Чуфаровская обитель превратилась в обжитое место. В 2003 году монастырь был газифицирован.

В Большое Чуфарово приезжает много людей из разных регионов страны. Это место с каждым годом становится все более привлекательным для туристов.

У кого-то погибли здесь родственники, кто-то совершает паломническое путешествие по России, кто-то приезжает ради любопытства. Эти люди вправе несколько дней жить и питаться при монастыре, причем бесплатно. Таковы правила обители.

Священная память

Три года назад в селе Большое Чуфарово открылась мемориальная доска памяти жертв политических репрессий. Как рассказала глава Кочуновского сельского поселения Ромодановского района Галина Майорова, бойцами ромодановского отделения отряда «Поиск» было обнаружено близ села несколько ям, в каждой из которых было погребено от 40 до 70 человек. По мнению историков, заключенные следственной тюрьмы НКВД, не дожидась суда, умирали здесь от голода, холода, авитаминоза и других недугов. Сейчас на месте захоронений — памятник из камня, в центре которого — железная решетка. Впрочем, возрождение Чуфаровского монастыря — лучшая память погибшим в этих местах людям. Очень хочется верить в то, что дух старца Игнатия поможет возродиться и окрепнуть монастырю и старинному селу Большое Чуфарово.

«Известия Мордовии»