«Прошу меня за все простить»
05.03.2011 09:39
Спроси у любого: «Как провести Масленицу?» И практически все дадут приблизительно один и тот же ответ: «Съесть побольше блинов!». Мало кто вспомнит, что в народной традиции смысл «сырной седмицы» заключался еще и в подготовке к Великому посту.
Уже в сырную субботу православная церковь вспоминает «святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших». Всех «мирян» это должно укрепить на «подвиг духовный», напомнив, что в нем нет чего-то чрезмерного, не по силам современному «светскому» человеку: ведь и древние святые были обычными людьми, с такими же «немощами плоти», как и мы.
Первый шаг на пути к Великому посту — Прощеное воскресенье. Как ни трудно представить современному человеку, в этот день в дореволюционной России даже царь испрашивал прощения у своих подданных. Император объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у братии, навещал архиереев, чтоб и у них попросить прощения.
С самого царя не грех взять пример и нам.
— На Прощеное воскресенье на литургии в церквях читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, — поясняют священнослужители. — Вот почему в этот день христиане просят друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимают все меры к примирению. «Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь многочисленных земных поклонов, если в сердце будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним», — писал архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Интересно, что впервые «чин прощения» появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на долгие сорок дней. И не все возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, кто-то погибал от жажды. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал «чин прощения» — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с самим Богом.
Как «выкурить» Масленицу?
Веселая Масленица закончится с наступлением Чистого понедельника. Еще сто лет назад первый день Великого поста наши предки начинали рано: в четыре, в пять часов утра шли в баню, чтоб основательно «выпарить» из себя «блинный» жирок.
Так на семь недель менялся уклад жизни всего российского общества. Как ни трудно представить это современным бизнесменам, закрывались мясные лавки. Одежду в Чистый понедельник надевали простую и темную, разговаривали негромко...
Самый дух Масленицы-лежебоки, запахи недавнего гулянья, из многих домов выкуривали вон. В знаменитом романе «Лето Господне» Иван Шмелев описывает это так: в таз клали раскаленный кирпич и мяту, сверху на них лили уксус. С этим тазом, из которого шел кисловатый запах, обходили комнаты. По всем домам прятали в шкафы нарядную посуду, от икон убирали праздничные лампадки красного стекла, вместо них ставились лампады попроще — синие или просто бесцветные. До Пасхи укрывалась чехлами мебель.
«Позвоните родителям!»
Как провести Великий пост, каждый современный человек решает сам. Для тех, кто решил поститься, повторим традиционное наставление священника: отказавшись от скоромной пищи, не менее важно не «есть» своих родных, близких, знакомых! Иными словами, поститься нужно еще и духовно: не ссориться, не сердиться, не сплетничать, обходиться без ругани, бороться с гордостью,завистью и дурными привычками. А еще, как советует один из современных российских священнослужителей, время, которое в обычные дни мы тратим на «зависание» в Интернете, на телевизор, лучше посвятить чтению духовной литературы. Или просто общению с родными, играм с ребенком... Навещайте стариков и больных («Позвоните родителям!», как призывала нас социальная реклама), помогайте людям, поддержите бедного, накормите голодного, утешьте плачущего — это и будет ваш пост.
Уже в сырную субботу православная церковь вспоминает «святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших». Всех «мирян» это должно укрепить на «подвиг духовный», напомнив, что в нем нет чего-то чрезмерного, не по силам современному «светскому» человеку: ведь и древние святые были обычными людьми, с такими же «немощами плоти», как и мы.
Первый шаг на пути к Великому посту — Прощеное воскресенье. Как ни трудно представить современному человеку, в этот день в дореволюционной России даже царь испрашивал прощения у своих подданных. Император объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у братии, навещал архиереев, чтоб и у них попросить прощения.
С самого царя не грех взять пример и нам.
— На Прощеное воскресенье на литургии в церквях читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, — поясняют священнослужители. — Вот почему в этот день христиане просят друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимают все меры к примирению. «Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь многочисленных земных поклонов, если в сердце будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним», — писал архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Интересно, что впервые «чин прощения» появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на долгие сорок дней. И не все возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, кто-то погибал от жажды. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал «чин прощения» — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с самим Богом.
Как «выкурить» Масленицу?
Веселая Масленица закончится с наступлением Чистого понедельника. Еще сто лет назад первый день Великого поста наши предки начинали рано: в четыре, в пять часов утра шли в баню, чтоб основательно «выпарить» из себя «блинный» жирок.
Так на семь недель менялся уклад жизни всего российского общества. Как ни трудно представить это современным бизнесменам, закрывались мясные лавки. Одежду в Чистый понедельник надевали простую и темную, разговаривали негромко...
Самый дух Масленицы-лежебоки, запахи недавнего гулянья, из многих домов выкуривали вон. В знаменитом романе «Лето Господне» Иван Шмелев описывает это так: в таз клали раскаленный кирпич и мяту, сверху на них лили уксус. С этим тазом, из которого шел кисловатый запах, обходили комнаты. По всем домам прятали в шкафы нарядную посуду, от икон убирали праздничные лампадки красного стекла, вместо них ставились лампады попроще — синие или просто бесцветные. До Пасхи укрывалась чехлами мебель.
«Позвоните родителям!»
Как провести Великий пост, каждый современный человек решает сам. Для тех, кто решил поститься, повторим традиционное наставление священника: отказавшись от скоромной пищи, не менее важно не «есть» своих родных, близких, знакомых! Иными словами, поститься нужно еще и духовно: не ссориться, не сердиться, не сплетничать, обходиться без ругани, бороться с гордостью,завистью и дурными привычками. А еще, как советует один из современных российских священнослужителей, время, которое в обычные дни мы тратим на «зависание» в Интернете, на телевизор, лучше посвятить чтению духовной литературы. Или просто общению с родными, играм с ребенком... Навещайте стариков и больных («Позвоните родителям!», как призывала нас социальная реклама), помогайте людям, поддержите бедного, накормите голодного, утешьте плачущего — это и будет ваш пост.
«Известия Мордовии»