Промышленный гигант на Алтае возводили строители из Мордовии

01.03.2011 15:32

В истории всесоюзных ударных строек Алтайскому коксохимическому заводу по праву принадлежит одна из самых славных страниц. Как и на Магнитке, на Днепрогэсе и БАМе, в возведении этого важнейшего для страны объекта приняли участие десятки тысяч людей. И снова — как и на других великих стройках XX века — в первых рядах участников этой производственной «битвы» трудились жители Мордовии.

— Как память о той стройке, в моих руках лежит легкий темно-серый комок, — напишет в своих воспоминаниях один из этих ударников, наш земляк Менсур Негманович Минибаев. — Перекатываясь в ладонях, он крошится... Это и есть кокс — очень ценное сырье для черной металлургии. И в его производство вложен труд тысяч людей, в том числе рабочих из нашей республики.

«Мы работали не жалея себя»

На далекий Алтай, в город Заринск, инженер-строитель Менсур Минибаев приехал в мае олимпийского 1980 года. Здесь вместе со своими коллегами — специалистами одной из строительных организаций Чамзинского района — ему предстояло подключиться к всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройке. 6 тысяч рабочих со всего Советского Союза были брошены на возведение промышленного гиганта — Алтайского коксохимического завода...

— Картина строительства захватила меня, — вспоминает Менсур Негманович. — Огромная стройка, которая велась уже 8 лет, раскинулась на сотни квадратных километров. Одних только грузоподъемных механизмов всех модификаций было несколько десятков, не говоря о других машинах — бульдозерах, экскаваторах, грузовиках... Куда ни глянь — кругом огромные котлованы, всевозможная техника и люди в спецовках.

Менсуру Минибаеву и еще 6-ти рабочим из поселка Комсомольский предстояло построить насосную станцию — последнее звено в сложной цепи очистных сооружений завода. Казалось бы, простое, но крайне важное для предприятия сооружение.

— Бригадиром моей группы выбрали Александра Крысина, — вспоминает инженер-строитель. — Это был крупный 40-летний мужчина, отличный арматурщик, имеющий несколько смежных строительных специальностей. Как сейчас, помню и электрика Николая Шитова — низкорослого крепыша 40 лет. Помню Александра Заварыкина, невысокого, с веселым нравом. Ему было немногим больше 25 лет. Неплохой каменщик, он мог вести и другие строительные работы. Василий Коняшин, рыжеволосый мужчина лет 30, с постоянной улыбкой на лице, был нашим слесарем по дизелям. Николай Емельянов — высокий, худощавый, парень, только получил подготовку каменщика. Иван Борисов, маленький плотный мужчина 40 лет, был отличным сварщиком.

— И все эти ребята проявили чудеса героизма на стройке, — продолжает Менсур Негманович. — Как и я, они не жалели себя, и на своем примере показали: для человека нет непреодолимых преград.

«С нас брали пример»

Конечно, огромный завод возводился строителями из многих уголков СССР. Но во многом строители из Мордовии были новаторами. С них брали пример.

— Сама коксовая батарея № 1 строилась успешно, — поясняет Менсур Минибаев, — а вот вспомогательные объекты никак не шли, ни у кого не получалось. А вот мы разрешили эту проблему. Нашему примеру последовали другие строители.

Нужно сказать, что и самому Менсуру Негмановичу строительного опыта к тому времени было не занимать. С 1973 года в поселке Комсомольский он принимал участие в строительстве цементного завода и жилых домов. Позже строил мясокомбинат в Атяшеве.

— Работу строителя легкой не назовешь, — говорит Менсур Минибаев. — Вот и на Алтае сооружение нам доверили небольшое, но довольно проблемное. Главная загвоздка была в транспорте и экономии времени. Стройплощадка располагалась в 10 километрах от нашего общежития.

— На работу, на обед — пешком, в контору управления — пешком, на бетонный завод в 5 километрах от объекта по нескольку раз в день — тоже на своих двоих,
вспоминает Менсур Негманович. — Каждый день проходишь не менее 20-30 км. А ведь надо поставлять на объект стройматериалы (цемент и кирпич выбивал я, это отнимало много сил и нервов). Иной раз нам выделяли машину, но это было редко. Я уставал, часто сообщал управляющему трестом в Мордовию, что без машины очень трудно, и, в конце концов, из республики к нам направили ЗИЛ-130.

Построили досрочно!

Чтобы не тратить времени на дальние походы в столовую, строители решили переселиться на объект и готовить сами. Их быстро обеспечили вагончиком и всем необходимым. Появилась другая задача: обеспечить объект электроэнергией, без нее нельзя вести арматурные и сварочные работы. Но Николай Шитов и Василий Коняшин отремонтировали разукомплектованную дизельную электростанцию. Правда, она часто выходила из строя, но золотые руки наших земляков налаживали ее снова.

В арматурном цехе гигантской стройки рабочие договорились сами — во вторую смену — заготовить себе всю арматуру. Благодаря этому они выиграли несколько дней. Согласно заданию, работы на насосной должны были завершиться 13 августа 1980 года, но строители настроились сдать объект к 15 июля.

— Решили и другую проблему, — вспоминает наш земляк. — Для фундамента встроенной трансформаторной подстанции у нас не было сборного железобетона, предусмотренного проектом. Пройдя по стройке, я нашел бросовый бетон, мы смонтировали фундамент — и заказчик его принял. Так мы выиграли много времени, не дожидаясь, пока фундамент изготовят в Барнауле, и удешевили проект.20 июля строительство насосной станции было закончено. Вечером того дня рабочие позволили себе отдых: собравшись у телевизора, они смотрели трансляцию с торжественного открытия Олимпиады в Москве. А потом их ждали другие стройки...

«Как будто родного человека увидел»

В январе 1983 года Менсур Негманович снова побывал на коксохимзаводе, у станции, которую возводили его строители.

— Я был восхищен тем, что это дело рук человека, что мы оставили свой след на земле, -говорит наш земляк. — Ведь до появления Алтайского коксохимзавода уголь, добываемый в Кузбассе, переправляли на Украину. Оттуда получаемый из него кокс везли на Урал. И вот мы, строители, помогли государству.

К заводу Менсур Минибаев приехал на электричке. Из чувства ностальгии вышел станцией раньше и опять прошел пешком 8 км.

— Шагаю по предприятию — и вот наша насосная! — снова переживает радостный момент наш земляк. — Я словно близкого человека увидел! Помню, станцию мы возвели так быстро, что это удивило многих строителей. Тогда за быстрые темпы работы и за пример коллегам мы получили премии.

Прислонившись к стене станции, Менсур Негманович услышал гул трансформаторов, периодическое включение насосов в машинном зале. Живет, работает насосная станция!

— Я решил пройти дальше, — вспоминает строитель. — И вот первая коксовая батарея, первенец черной металлургии Алтая! Она строилась на наших глазах, в нее вложен и наш труд. Стою и слушаю, как она «дышит». Вспомнился 1980 год: здесь был гигантский котлован, на дне — контуры огромного железобетонного резервуара, машины, люди. Теперь рядом с батареей, на путях — груженные коксом составы ждут отправки: их больше, чем на иной узловой станции. Я подошел к одному вагону и взял на память несколько еще теплых комков кокса. Уходя, Менсур Негманович долго оглядывался на завод, как будто прощался с кем-то близким, дорогим...

Вместо послесловия

В 1985 году Менсур Минибаев переехал в Ульяновскую область. Вместе с супругой и двумя детьми он живет в Димитровграде, но часто с теплом вспоминает Мордовию, особенно — поселок Комсомольский.

А коксохимический завод, который строил Менсур Негманович, продолжает развиваться. «Алтай-Кокс», как называется сейчас этот промышленный гигант, запустил уже пятую коксовую батарею: самую мощную в СНГ и вторую по объемам производства в мире. В общем объеме российского экспорта кокса доля завода достигает 30%.

— Я рад, что в чем-то это и заслуга строителей из Мордовии, — говорит наш земляк. — Значит, мы оставили свой след на земле, и потомки не раз вспомнят нас с благодарностью.

«Известия Мордовии»