«Точка опоры» Николая Рябова

28.02.2011 14:59

Любопытно, что первая персональная выставка мордовского художника Николая Рябова в 1992 году прошла в...Колонном зале Дома Союзов в Москве. А уж затем его произведения стали регулярно, почти ежегодно демонстрироваться в Саранске. Но прежде он окончил Ичалковское педучилище и художественно-графический факультет Московского госпединститута им. Н.К. Крупской.

Ну а творческие способности в нем проявились с раннего детства. Как и многие его односельчане в Кочкурочком селе Подлесная Тавла, он ещё мальчишкой приобщился к искусству резьбы по дереву.

Резные произведения Николая Рябова неоднократно экспонировались как в республике, так и на различных всероссийских и международных выставках, а его деревянные композиции на темы сельского быта пользовались успехом у иностранцев.

Однако сам художник признаётся, что наиболее полно воплотить свои мысли-размышления ему позволяет именно живопись. При этом он неустанно находится в поиске, обращается к различным жанрам — тематическим полотнам, портрету, пейзажу и натюрморту, любит экспериментировать с техниками. И каждая его выставка — это открытие новых граней и творческих возможностей, и, кроме того, те, кто следит за развитием Николая Рябова, отмечают, как меняется мировосприятие художника и его осознание назначения искусства. При этом особый, Рябовский творческий почерк уже не спутаешь ни с чьим другим.
Вот и выставка «Точка опоры», открывшаяся в главном корпусе Эрьзинского музея (по Коммунистической, 61), — это новый взгляд Николая Рябова на историю и духовное наследие финно-угорского этноса.

В экспозиции собраны графические и живописные работы, созданные Николаем Рябовым за последние два года. На написанных в реалистично-осязаемой манере полотнах воскресают величественно-эпичные образы бесстрашных мордовских воинов («Сказ о мордовских богатырях») и прекрасных, нежных женщин («Мокшанка», «Портрет девушки в древнемордовском костюме»).

Столь же ярко читается в его живописи и мысль об общности судеб, величии сопредельных этносов России и ценности их культуры, — славянских, тюркских, — переживших общие тяготы и битвы и научившихся жить в мире и во взаимопонимании («Полонянка. В Золотую орду»).
Невольно притягивают к себе полотна на библейские сюжеты, где автор размышляет об общечеловеческих ценностях («Гнев пророков», «Соломея», «Три философа»).

Но больше всего эмоциональной искренностью, трогательной теплотой привлекают портреты современников, односельчан («Молочница», «Дядя Ваня», «Пастух», «Травница»).

Для студентов Института национальной культуры, пришедших на вернисаж выставки «Точка опоры», каждая работа Рябова — живое наглядное пособие по мастерству. Ведь Николай Владимирович успевает совмещать педагогическую деятельность в вузе с практическим творчеством.

А среди первых посетителей экспозиции присутствовали и возглавляющий Министерство по национальной политике РМ Александр Лузгин, и ректор МГУ им. Н.П. Огарёва Cергей Вдовин. Причем пришли они отнюдь не ради соблюдения протокола, а потому что, как сказал Вдовин: «Николай Рябов — мой любимый художник».

«Известия Мордовии»