Определиться с ЕГЭ надо до 1 марта

25.02.2011 10:01

На то, чтобы определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ, у выпускников школ остаются считанные дни. На что следует обратить особое внимание? И будет ли у нынешних одиннадцатиклассников шанс пересдать экзамен или поступить без результатов ЕГЭ на платное отделение вуза? Каковы перспективы учебы в педвузе?Разъяснения дает ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева В.В. Кадакин.

— Василий Васильевич, сейчас абитуриенты приходят в вуз только для того, чтобы оформить заявление о приеме. Экзамены они сдают в школе, и процедура ЕГЭ остается практически неизменной. А есть ли изменения в правилах приема в институт?

— Сначала скажу про ЕГЭ. Все-таки порядок изменяется. В этом году у выпускников школ не будет возможности сдавать ЕГЭ на этапе поступления в вуз. Их время — с 27 мая по 14 июня. Те школьники, которые по уважительной причине не смогут сдать экзамены в эти сроки, будут сдавать ЕГЭ с период с 16 по 20 июня. А во «второй волне» — с 8 по 18 июля разрешено сдавать ЕГЭ только выпускникам прошлых лет, выпускникам профлицеев, техникумов и колледжей — тем, кто не имели возможности сдать экзамен в основные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально.

Следовательно, если до 1 марта не заявить о своем желании сдать ЕГЭ, то придется расстаться с мыслью об учебе в вузе в 2011 году — хоть на бюджетной, хоть на коммерческой основе. А в процедуре проведения ЕГЭ изменений действительно мало. Продолжительность экзамена по физике увеличена с 3,5 часов до 4 часов. Мобильные телефоны участникам ЕГЭ перед экзаменом предложат сдать. За несоблюдение этого требования Рособрнадзор грозит большими штрафами, экзаменующиеся должны рассчитывать исключительно на свои силы. Подача документов абитуриентами будет контролироваться через федеральную базу данных автоматически, в режиме реального времени.

Один человек может подать заявления не более чем в 5 вузов и не более чем на три направления подготовки в каждом вузе. Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников в этом году смогут использовать льготу при подаче заявления только в один вуз на одно направление подготовки, куда и представят оригинал документа. Граждане, которые имеют особые права при поступлении (без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, имеющие преимущественное право на поступление) при подаче заявления представляют оригиналы документов, подтверждающих особые права при поступлении с использованием льготы. Указанная категория граждан обязана до 29 июля представить в вуз и оригинал документа об образовании. В противном случае абитуриент будет поступать на общих основаниях.

— Каких новшеств следует ждать абитуриентам педвузов?

— Мы оказались в более выгодной ситуации, чем другие вузы, в том числе классические университеты. На направление «Педагогическое образование» разрешен прием по совмещенным профилям. Например, английский язык и немецкий язык, математика и информатика, биология и химия, история и право, причем срок обучения по очной форме — 5 лет. Получив диплом, такой выпускник сможет вести в школе два предмета, в отличие от выпускников классических университетов, которые обучаются только по одному профилю. Кроме того, мы предоставим возможность своим студентам получить и второе высшее образование по ускоренной программе по другим профилям. Это даст нашему выпускнику реальный шанс найти выгодную работу, и не только в образовательной сфере.

— В связи с тем, что в этом году во всех вузах будет осуществляться прием на бакалавриат и магистратуру по стандартам третьего поколения, меняется перечень вступительных испытаний. Экзамены, необходимые для поступления в пединститут, изменились?

— На направление «Педагогическое образование» в качестве профилирующего предмета определено обществознание, второй экзамен, как и везде — русский язык, а третьим идет экзамен по профилю подготовки, например, математика — по профилю «математика», иностранный язык — по профилю «иностранный язык» и т.д. Других сюрпризов нет, остальное достаточно традиционно и привычно.

— Сегодня республика идет по пути инноваций. Чем в этом плане может похвастать институт?

— Институт разработал программу развития инновационной инфраструктуры «Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» и стал единственным из педагогических вузов победителем конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В связи с этим мы получили реальную возможность существенно развивать свою материально-техническую базу, приобрести новейшее учебно-лабораторное оборудование, в том числе в области нанотехнологий. Соответственно, ученые получили гораздо больше возможностей для проведения исследований фундаментального и прикладного характера, а студенты — для формирования умений учебно-исследовательской деятельности. В институте активно внедряются инновационные образовательные технологии. Высокая оснащенность современными компьютерами — на пять студентов дневной формы обучения приходится, в среднем, один компьютер, доступ в Интернет с каждого рабочего места, из библиотеки и каждой комнаты в общежитии дают возможность использовать в полной мере информационно-коммуникационные технологии обучения и балльно-рейтинговую систему оценки знаний, развивать дистанционные формы обучения.

Последнее позволило во многом изменить идеологию практической подготовки студентов. Широкая география образовательных учреждений (заключено более 200 договоров), практика перевода студентов-старшекурсников на индивидуальный план обучения в связи с трудоустройством в школы, обязательное использование практикантами современных методов обучения (проектное обучение, групповая работа, рефлексивное обучение и др.), в большей мере способствуют формированию профессионального опыта будущих учителей.

— То тут, то там звучат высказывания о перенасыщении рынка труда учителями. Может быть, их и правда уже слишком много?

— Да, в обществе сложилось мнимое представление об относительном благополучии в кадровом составе школ. Скажу, что в школах Мордовии, согласно официальной статистике, в последнее десятилетие сохраняется устойчивая тенденция «старения» педагогических кадров: 12 % работающих учителей — пенсионеры по старости, 30 % — пенсионеры по выслуге лет, ежегодно уменьшается число учителей, имеющих стаж до 2 лет. 12 % учителей не имеют высшего образования. 15% педагогов работают не по специальности: например, среди учителей русского языка и литературы есть люди, чья профессия — лаборант, штукатур-маляр, бухгалтер, математик, биолог, олигофренопедагог, технолог машиностроения, учитель физической культуры, культуролог. Среди учителей математики — географ, биолог, бухгалтер, инженер-механик, экономист.

Скажу еще, что школа становится все более «женской»: среди педагогов образовательных учреждений республики лишь 15 % мужчин. Приглашая в школу специалистов из других областей, мы как-то забываем, что каждый должен заниматься своим делом. Усложняет ситуацию и то, что в современной школе аттестация педагогических кадров — заявительная, и она направлена на установление более высокой категории работающего. Аттестация, целью которой было бы установление профессиональной пригодности того или иного учителя, не имеет места. В силу этого у директора школы нет никакой реальной возможности избавиться от некомпетентного учителя.

Все это уже свидетельствует не об избытке подготовленных педагогических кадров, о кадровом кризисе в школьном образовании. На решение этой проблемы и должны быть направлены, на наш взгляд, усилия педагогических вузов. Добавлю, что коллектив института в течение двух последних лет постоянно изучает рынок труда, учитывает заказы на подготовку востребованных в республике специалистов с высшим образованием. Большое внимание уделяется подготовке учителей информатики, химии, биологии, иностранного языка, математики, без которых невозможно решение задач, связанных с развитием в стране нанотехнологий.

По поручению Главы РМ лицензирована специальность «Физическая культура и спорт», что позволяет готовить в институте тренеров по разным видам спорта.

В последние годы налажены тесные взаимосвязи института с работодателями в системе школьного, дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального образования региона. Практические работники активно привлекаются к ведению учебного процесса в вузе, обучаются в аспирантуре и докторантуре, что способствует более четкому определению содержания образования и внедрению инноваций. Контингент обучающихся в аспирантуре возрос на 20%, число практических работников — на 60 %. Все это дает основание полагать, что выпускники школ, избравшие пединститут, получат реальную возможность получить качественное образование.

«Известия Мордовии»