Мордовские пейзажи вдохновили самарских живописцев

17.02.2011 12:18

Самарское трио РандевуВолжское побережье по праву считается благословенным местом для творческой подпитки художников и поэтов. Тем не менее, самарские живописцы минувшим летом приезжали на пленер к нам в Мордовию, несколько недель жили и писали с натуры этюды на территории Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря. И среди красочного, жанрового разнообразия новой экспозиции, открывшейся в главном корпусе Эрьзинского музея (по Коммунистической, 61), вдруг замечаешь тихие, неброские пейзажи такого родного мордовского края, любовно запечатлённые новокуйбышевским художником Евгением Бутенковым.

А рядом — старинные улочки купеческой Самары в филигранной чёрно-белой графике Станислава Щеглова, пастельные «Французские Пиренеи» сызранской уроженки Веры Евсеевой, «Мировое дерево эвенков», выполненное в технике «горячий батик» молодой самарской мастерицей (с тоже, кстати, мордовской фамилией) Алисой Самаркиной, «Жигулёвский дольмен» Андрея Березина, стилистически близкий авангардистско-мистической манере Сальвадора Дали.

Впрочем, выставка «Самарская Лука» знакомит зрителей с различными направлениями творчества современных авторов. Тут и любопытные экспериментальные поиски молодого графика Ирины Цибер, и жанровые полотна на тему этнических обрядов Евгения Штырова, и спортивные картины-раздумья молодого Евгения Уткина, и наполненные солнечным светом «негромкие» пастельные натюрморты Ирины Князевой, и изысканные гобелены Олега Емельянова.

Приятные светлые воспоминания о детстве невольно возникают при взгляде на красочные, сказочно образные иллюстрации к Бажовскому «Коньку Горбунку», с ювелирной виртуозностью выполненные известным книжным графиком Олегом Рамодиным. Сильное эмоциональное воздействие на зрителя оказывают и яркие декоративные работы Александра Уханова.

Интересными пластическими решениями как всегда отличаются скульптурные композиции уже знакомого саранской публике Ивана Мельникова. А произведения Владимира Рассказова привлекают оригинальностью формы и удивительной внутренней иронией.

Экспозиция «Самарская Лука», вобравшая 140 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, объединила сорок семь художников и задумана как гастрольный проект. В этом году её покажут ещё в Санкт-Петербурге и Владимире. Но первым пунктом такого масштабного гастрольного тура отнюдь не случайно выбран Саранск. Через неделю в Самаре откроется ответная выставка современных художников Мордовии. А о самом обменном проекте и современном творческом процессе готовятся публикации в международном журнале «Достояние времени», который распространяется не только по России, но и среди наших соотечественников, живущих во Франции, Испании, Швейцарии и других странах.

«Известия Мордовии»