Регистрировать недвижимость стало проще

03.02.2011 11:49

Трудно найти семью, у которой не было бы дачи, огорода, кто никогда не получал наследство и не продавал или не регистрировал недвижимость. В народе бытует мнение, что любой шаг в желании узаконить дом или землю — это крайне сложно, невероятно долго и еще очень дорого.

Чтобы развеять сомнения, ответить на самые важные вопросы деятельности по регистрации строений и земли, одним словом — недвижимости, наш корреспондент встретился с руководителем одного из самых нужных простым гражданам учреждений — Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Юрием Александровичем Макаровым.

— Юрий Александрович, на протяжении прошедшего года проходила реорганизация Управления Федеральной регистрационной службы. Произошли изменения в структуре Управления, ее компетенции. В чем суть изменений?

— Наше Управление в том виде, в каком оно работает в настоящее время, — это результат объединения трех органов исполнительной власти, существовавших ранее: Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия и Мордовского регионального Управления геодезии и картографии.

К нам перешли в полном объеме все полномочия и функции этих ведомств, поэтому мы говорим не о реорганизации Управления, а по сути о его создании как нового территориального органа федеральной исполнительной власти на территории Республики Мордовия. Целью всех проводимых преобразований является создание единой системы регистрации прав и кадастрового учета, которая обеспечивала бы высокий уровень гарантии прав на недвижимое имущество при минимальных издержках.

— Что дало объединение названных Вами служб простым гражданам?

— Основополагающее требование при объединении указанных организаций было одно — это новое территориальное Управление должно работать с гражданами по системе «единого окна». Скажу, как выглядела до объединения процедура оформления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость и земельные участки. Граждане были вынуждены посещать несколько инстанций. Прежде всего, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, человек шел в Управление Роснедвижимости с заявлением о постановке участка на кадастровый учет, потом приходил второй раз, чтобы получить кадастровый паспорт, с которым шел в Управление Росрегистрации, где сдавал документы, а затем снова приходил, чтобы получить свидетельство о собственности. То есть гражданин обращался в органы Роснедвижимости и Росрегистрации минимум четыре раза (это в случае, если документы не имели недостатков). Сейчас гражданин приходит в Управление Росреестра всего два раза: сдать документы и получить свидетельство на право собственности. После реорганизации все операции можно будет осуществлять по системе «единого окна» в одном месте.

Реализовать на практике идею «единого окна» не просто. Самое сложное — это размещение подразделений регистрации и кадастра в одном помещении. Практически все службы регистрации и кадастра во всех городах и районах республики располагаются на разных, далеких друг от друга улицах, часто на окраинах районных центров. Это можно объяснить тем, что эти службы созданы сравнительно недавно и свободных, хороших помещений уже нет. Мы надеемся на помощь Правительства республики и глав районов в этом вопросе.
Практика показывает, что система «единого окна» способна справиться и с проблемой очередей. Для этого мы стремимся решить два основных вопроса. Первый связан с расширением площадей пунктов приема граждан, увеличением их количества. Второй вопрос касается оптимизации деятельности службы, активного внедрения в работу Управления информационных технологий. Это прежде всего создание системы «электронной очереди» и широкое использование штрих-кодов.

В Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию отмечено, что для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг в республике созданы и работают два многофункциональных центра — в г. Саранске и Рузаевском районе. Надо ускорить создание таких центров в других районах республики. Исходя из требований Послания, Управление видит в них большое будущее и принимает меры для их создания во всех муниципальных районах республики. В основу работы многофункциональных центров заложен принцип «единого окна», т.е. исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессе сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления государственных услуг, противодействие коррупции и ликвидации звена посреднических услуг.

— С 1 января у Вас появились кадастровые инженеры. Кто это такие?

— Кадастровые инженеры могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и работниками юридического лица. Но прежде чем кадастровые инженеры начнут работать, специалисты должны пройти обучение и сдать экзамен на звание кадастрового инженера. Экзамены у них принимает комиссия, которая создана в нашей республике. В настоящее время сдали экзамены на кадастрового инженера 43 специалиста.

— Какое участие в подготовке кадастровых инженеров принимает центральный аппарат Росреестра?

— Росреестр готовит информационную систему, билеты. Когда специалист сдаст экзамены, он получит аттестат кадастрового инженера, только тогда он сможет заниматься кадастровыми работами — определять границы земельных участков, готовить межевые планы и др. И вправе состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

— Порой приходится слышать, что очень долго в Вашей службе готовят документы, затягивают регистрацию. Так ли это?

— Сроки установлены законодательством. Так, постановка на кадастровый учет проводится в срок не более 20 дней, а регистрация права собственности — не более 30 дней. Я не помню случая нарушения установленных законом сроков. По заявлениям граждан, в исключительных случаях, мы регистрируем и за 5, и за 10 дней.

— Лето закончилось, наступила зима. Каковы итоги дачной амнистии?

— Хочу заметить, что активность граждан по сравнению с прошлым годом осталась на прежнем уровне. Если за весь 2010 год было зарегистрировано 10563 права в упрощенном порядке, то в 2009 году — чуть больше 10597.

— Выходит, люди уже все зарегистрировали?

— Конечно, не все. С 1 сентября 2006 года всего воспользовались дачной амнистией более 30 тыс. хозяев участков, а на деле их около 100 тыс. Так что работы впереди еще много. Дело за владельцами дачных участков. Мы их ждем.

— Повышение качества и доступности государственных услуг сейчас является одним из важнейших приоритетов власти. Какую работу в этом направлении ведет Управление Росреестра, в частности, по переходу на оказание госуслуг в электронном виде?

— Вы правы, одним из приоритетов сейчас является не только расширение перечня государственных услуг и приведение их в соответствие потребностям времени, граждан, организаций, органов власти, экономики. В первую очередь пристальное внимание уделяется и степени их доступности для всех категорий заявителей. Росреестр проводит серьезную и разноуровневую работу в этом направлении.

Мы стремимся создать такие условия для заявителей, когда каждый визит в наши подразделения по всей республике будет не испытанием, а просто приятным событием. Для обеспечения доступности, комфорта и удобства в их традиционном понимании мы занимаемся ремонтом и оборудованием помещений, увеличили число сотрудников, работающих на приеме и выдаче документов за счет оптимизации количества сотрудников центрального аппарата. Создали отделы регистрации прав по Пролетарскому и Октябрьскому районам г. Саранска, Ардатовскому, Инсарскому, Темниковскому районам. Качество и доступность государственных услуг гражданам указанных районов заметно улучшилось, сократились очереди. Мы запросили в Росреестре оборудование для электронной системы регулирования потоков заявителей (электронные очереди, системы предварительной записи и т.д.).

Если же иметь в виду качество и доступность в их современном понимании, то в этой плоскости Росреестр сейчас активно осваивает ресурсы Интернета. В марте 2010 года Росреестр запустил свой портал и уже сейчас в электронном виде выдает информацию из государственного кадастра недвижимости: таких справок через Интернет уже выдано более 350 тысяч, по Республике Мордовия — более 10 тыс. Эти выписки крайне востребованы физическими и юридическими лицами при заключении сделок, при получении кредита. В мае текущего года через портал Росреестра в Интернете мы будем выдавать гражданам выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

— С какими показателями завершило 2010 год Ваше Управление?

— Несмотря на то, что в прошедшем году Управление находилось в режиме реформирования, его деятельность по основным направлениям работы заметно улучшилась. Стала более комфортной обстановка в коллективе Управления. Практически нет жалоб от граждан на грубость и волокиту при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Авторитет ведомства среди территориальных органов федеральной исполнительной власти значительно вырос.

Общее количество зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним увеличилось на 4,73 %, количество зарегистрированных прав на объекты индивидуального жилищного строительства увеличилось на 46 %.

Общее количество заявлений, поданных на регистрацию прав, увеличилось на 9,03%, количество заявлений, поданных на регистрацию прав собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, увеличилось на 37 %. Количество выданных выписок, справок из ЕГРП увеличилось на 52%.

Количество учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости увеличилось на 34%.

Принято участие в 218 судебных заседаниях Арбитражного суда Республики Мордовия по делам о банкротстве, в 262 собраниях кредиторов предприятий — должников, находящихся в процедурах банкротства, что в 2,2 раза больше по сравнению с 2009 годом. В результате по заявлениям Управления в 2010 году 11 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности в виде штрафа, 1 арбитражный управляющий дисквалифицирован на 6 месяцев.

По осуществлению функции государственного земельного контроля в 2010 году проведено проверок соблюдения земельного законодательства 2504, в результате которых выявлено 1212 нарушений.

Хочу отметить, что высокие показатели в деятельности Управления сказались и на поступлении денежных средств в бюджет Российской Федерации. Так, при плане сбора госпошлины за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 136316,2 тыс. рублей нами перечислено в бюджет 170516 тыс. рублей, или 125,1% к плану, а по отношению к 2009 году перевыполнили на 184,85%.
К слову, на содержание Управления по всем статьям израсходовано в 2010 году 91 млн.729 тыс.рублей, чистая прибыль для бюджета России составила 86 млн. 335 тыс. рублей.

Иван ПЕТРОВ.

«Известия Мордовии»