Валенки из Ямщины

19.01.2011 17:11

Сейчас у всех нас слуху валенки из Урусова, и почти не говорят уже о валеночном промысле в Ямщине Инсарского района. Может, потому, что теперь валяют здесь их очень мало, хотя люди, в совершенстве владеющие ремеслом вальщика, в Ямщине не перевелись. Не только мастера, но и все ямщинцы утверждают, что исконно народную обувь на территории Мордовии раньше других предложили их предки. Сегодня в селе всем миром взялись за создание музея валенок.

Судя по историческим источникам, валенки на Руси появились в начале XVIII века, а в первой половине века XIX, когда был изобретен промышленный способ их изготовления, теплая и практичная обувь из овечьей шерсти получила действительно массовое распространение среди простого народа и всей знати. По свидетельствам историков, сам царь Петр, не столь строго ограничивавший себя в крепких напитках, наутро, чтобы перебороть последствия «вчерашнего», надевал на босу ногу валенки и выхлебывал миску горячих щей.

Моду «открыли» ямщики?

Пока валенки были исключительно ручной работы, они стоили очень дорого, поэтому тогда могли позволить их себе лишь зажиточные люди. По наличию валенок у человека, тем более у каждого члена его семьи, судили даже о состоятельности жениха. «В валенках — значит и деньги водятся», — примерно такой аргумент для родни «красного товара» был в ходу у свах.

Не подлежит сомнению, говорит глава Ямщинской сельской администрации Мария Ладанова, по чьей инициативе создается местный музей валенок, что новомодную обувь, несмотря на ее дороговизну, первыми примерили на свои ноги ямщики.

— Эта профессия для нашей Ямщины вплоть до начала прошлого столетия была «градообразующей». Село со времен Петра I было почтовой станцией на оживленном тракте, обслуживать которую по указу царя были посланы служивые люди из Тулы и Москвы. Русские морозы ямщиков «доставали» сильно. Люди, занимавшиеся ямским промыслом, готовы были отдать любые деньги, лишь бы зимняя стужа меньше всего подрывала их здоровье, от которого зависели единственный источник дохода и благополучие семей ямщиков.

Терпение и труд рождают... валенок

Можно предположить, что первые валенки в Ямщину были привезены самими ямщиками. Как и то, что их производство освоили здесь одними из первых в России. А после того, как валенки «пошли в народ», уже трудно было сказать, кого в Ямщине больше — ямщиков или вальщиков? Работа последних хоть и длится от силы полтора-два месяца в году, но всегда сродни сущей каторге. Даже трудно ее с какой еще сравнить. Можно, конечно, представить вальщика в образе человека, который решил набить себе в карманы чан мыльной пены, и в конце концов это ему, как ни странно, удается! Но мыльная пена невесомая, а у вальщика от работы так и не сходит никогда с кожи рук отличительная для этой профессии «печать». Неизвестно, чего требуется больше — тяжелой, «в пару и поту» физической работы или адского терпения. Был в Ямщине отличный вальщик Василий Сипцов, который, говорят, постоянно подстегивал себя в работе поговоркой: «А кто бесплатно денег даст?» Это к тому, что деньги у вальщиков всегда водились, и они сами этого тоже не скрывали. В Ямщине и при Советской власти стояла еще некоторое время церковь, в строительство которой вложили свои деньги и ямщики, и вальщики. Последних при Сталине почти всех раскулачили, но при Хрущеве оставшиеся мастера вышли из подполья. Но валенки больше валяли уже не у себя дома, а у заказчиков. Подобно печникам, их зазывали к себе как почетных гостей, кормили, поили, платили. При Брежневе вальщиков никто не трогал, но вставать приходилось рано, чтобы и валенки свалять, и на работу в колхоз успеть.

Продолжатель традиций

— Это точно, — подтверждает сын Василия Сипцова Михаил. Он теперь один из немногих, кто продолжает в Ямщине «фирменное» для села ремесло. При жизни передать Михаилу секреты вальщика отец не спешил, а когда пришло Василию время покинуть этот мир, сына рядом не оказалось.

— Да я и сам валять валенки не стремился. Очень быстро научился этому уже после возвращения в родительский дом у двоюродного брата. Главное в нашем деле — физическая сила и терпение. Поначалу отнесся к предложению несерьезно, но теперь очень благодарен брату, что научил. У нас в селе не осталось никакого производства, так что валенки сегодня — почти единственный источник моих доходов.

Михаил Сипцов, как и его односельчане, катает валенки исключительно руками. Ручная работа здесь — отличительный знак и гарантия того, что валенки, скатанные по такой технологии, два или три года, если не ходить в них по гололеду, можно носить и неподшитыми. Если не поест их моль, пары ручной работы валенок человеку хватит на десятилетия.

Но даже ручную валку иные «мастера» давно облегчили известными теперь не только им самим хитростями. Чтобы меньше «месить» овечью шерсть, добавляют в нее серную кислоту, и тогда заготовка для валенок «садится» быстрее. Ведь именно на то, чтобы шерсть хорошо «села», и направлены многочасовые физические усилия вальщика. Халтура, если готовый валенок хорошенько потереть даже в течение 20 минут, сильно размахрится, а вид качественной пары даже после основательной «трепки» останется первозданным. Усадка шерсти при валке валенок должна происходить естественно, от соприкосновения рук человека. А от воздействия кислоты валенки становятся жесткими, ноге в них некомфортно. В таких пимах не остается и тени ауры, которая греет душу и бережет от болезней того, кто в них ходит.

Сипцов кислотой никогда не баловался, поэтому производительность его труда невысока. И даже краску в валенки, чтобы были чернее, не кладет. «Как ни старайся, а свалять руками больше одной пары для взрослого человека не удается. С детскими валенками работы поменьше, могу за день и две пары свалять».

Михаил рассказал, что ручной процесс изготовления валенок предполагает два этапа. Первый — сухая валка, или закладка чулка. Большой шматок шерсти заворачивают в плоскую бумажную форму, похожую на валенок в продольном разрезе. Накрыв его двумя платками, нужно сквозь материю разгладить шерсть руками. Шерсть в заготовку нужно постоянно добавлять: на подошву побольше, на голенище поменьше, и вновь разглаживать. После получаса такой работы получается чудовищных размеров «носок», в котором с трудом угадывается будущий валенок.

Прямой путь «носку» — в горячую воду, в которой начинается «мокрый этап». После замачивания его отжимают. Процедура позволяет очистить шерсть и дать ей возможность слепиться. После чего будущий валенок следует на низкий стол с резиновой подстилкой. На нем и происходит валяние, схожее с ковкой и лепкой одновременно. Несколько часов одетую на болванку заготовку обрабатывают сначала руками, затем похожим на скалку, обмотанным проволокой деревянным катком.

Когда валенок окончательно стал валенком, внутрь его вставляют деревянные колодки нужного размера. Чтобы превратившаяся в фетр шерсть плотно прилегала к ним, ей «по полной» достается от ударов деревянной киянки. И лишь после этого валенок, как пирожок, идет сушиться в печь. А уже после сушки, чтобы был гладким, его обтесывают пемзой.

«На жизнь хватает»

В зависимости от того, для кого предназначены, валенки требуют разного количества шерсти. Чтобы свалять теплую обувь двухлетнему малышу, говорит Сипцов, достаточно и одного фунта, или 400 граммов. «А вот для мужских 42-го размера нужно минимум два килограмма. Может, и больше, если нужна более толстая обувь». Размер будущего валенка вальщики определяют в сантиметрах. Измерив линейкой стопу, прибавляют к результату 2 см (запас на усадку).

В любом случае, считает мастер, настоящие валенки ручной работы, даже если на них надевают галоши, хозяин почти не ощущает на ноге. «А вот валенки машинной валки или „травленные“ кислотой носить тяжеловато».

Раньше и своей шерсти в Ямщине было много, но сейчас вальщики закупают ее там, где находят. Приходится ездить и в другие районы. Дома сами перебирают, очищают от репьев и мусора, затем везут на ческу. Раньше ческа была в районе, теперь — в Пензенской области.

Перед валкой валенок Сипцов обязательно моет шерсть. «Бывают покупатели, которые их даже нюхают, — говорит он. — И правильно делают! Если запах от валенок неприятный, значит, сваляны из непромытой шерсти, и избавиться от запаха будет уже невозможно».
Покупка шерсти, ее доведение до нужного стандарта требуют немалых расходов. Сколько же могут стоить изготовленные из нее валенки ручной работы?

— На детей — до одной, на взрослого мужчину — до двух тысяч рублей, может, и больше. Все зависит от того, сколько в валенках шерсти. За сезон продаю валенок тысяч на 50, и мне одному, поскольку занимаюсь еще и своим огородом, этого на жизнь хватает.

«Известия Мордовии»