Стартовый капитал для сироты

19.01.2011 16:15

В праздник Светлого Рождества Христова Президент России Дмитрий Медведев вместе с супругой побывал в Ивановском детском доме № 3. Дмитрий и Светлана Медведевы посмотрели трогательное рождественское выступление, которое ребятишки подготовили к приезду высоких гостей. В свою очередь, в подарок к празднику детский дом получил новый автобус и компьютерный класс. Затем глава государства провёл встречу с воспитателями детских домов города Иванова, на которой обсуждались вопросы оплаты труда педагогов, проблемы социального сиротства, так называемого стартового капитала, обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений.

В ходе встречи Д.А. Медведев выразил благодарность воспитателям детских домов Иванова, а в их лице и всем педагогам, работающим в аналогичных учреждениях по всей России, за их тяжелый, но очень благородный труд. «Воспитатели осуществляют, может быть, главную нравственную миссию: помогают детям расти и адаптироваться к современной жизни, дают им путёвку в жизнь в целом», — отметил Президент.

Равные возможности

— В нашем детском доме-школе обучаются 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — рассказывает исполняющий обязанности директора Ялгинского детского дома-школы Риф Касимович Ахметов. — Кроме того, школу посещают 45 детей, живущих с родителями.Как пояснил Р.К. Ахметов, из 100 только 18 детей являются круглыми сиротами, потерявшими и мать, и отца. Остальные ребята — социальные сироты, попросту говоря, все они дети неблагополучных родителей. Поэтому проблема стартового капитала, озвученная на недавней встрече Президента России с воспитателями детских домов Иванова, для Ялгинского детского дома является одной из острых.

— На накопительный счет ребенка, являющегося круглой сиротой, ежемесячно поступает пенсия по потере кормильца и ряд других выплат, — продолжает Р.К. Ахметов. — К моменту выпуска из интернатного учреждения на его сберегательной книжке накапливается довольно солидная сумма. Это приличный стартовый капитал в размере 200-300 тысяч рублей, который выпускник по достижении им 18-летнего возраста может потратить по своему усмотрению.На сберкнижке ребенка, чьи родители были лишены родительских прав, после детдома оказывается очень незначительная сумма.

Педагоги объясняют это тем, что зачастую довольно трудно найти таких мам и пап, чтобы получить с них положенные по закону средства на содержание детей.

Правда, в последнее время правоохранительные органы всерьез взялись за горе-родителей. Но что взять с матери или отца, не имеющих работы, и, самое главное, даже не стремящихся ее найти?

Вот и получается, что дети, живущие в одном детском доме и имеющие одинаковые права, во взрослую жизнь выходят с разными стартовыми возможностями, прежде всего финансовыми.

Кстати, по итогам встречи в Иванове Д.А. Медведев поручил Правительству и Администрации Президента проработать механизм формирования стартового капитала, который бы давал равные гарантии для всех выпускников детских домов.

Столяры-обувщики

У нынешних интернатовских детей есть абсолютно все. Все, кроме родительской любви. Государство и частные спонсоры выделяют немалые средства, лишь бы обиженные судьбой ребятишки ни в чем не нуждались. Недавно в Ялгинском детском доме-школе по линии Министерства образования РМ была проведена реконструкция учебного и спального корпусов. Теперь школа — это современное помещение с полным набором новой мебели, компьютерной техники.

Недавно по программе профильного обучения детский дом получил 15 новых швейных машинок, на которых старшеклассницы обучаются швейному делу. Девочки под руководством педагогов учатся рукодельничать, готовить вкусные блюда. «Наши девочки умеют солить огурцы, отлично квасят капусту», — не без гордости говорят педагоги. Недавно в школе появилась парикмахерская, в которой специалист преподает азы парикмахерского искусства всем желающим.

Учитель по труду А.В. Потапкин обучает мальчиков всему, что может пригодиться в жизни — столярному делу, сапожному мастерству. Поэтому сейчас нельзя сказать, что детдомовские дети выходят из стен интерната, не приспособленные к жизни. Они умеют подчас даже больше, чем дети из обычных, полных семей.

И в науках ребята преуспевают. На состоявшейся недавно городской предметной олимпиаде по истории и обществознанию призерами стали два ученика Ялгинского детского дома-школы — это Александр Козлов и Павел Портнов. А вот 17-летняя Маша Смолина уже два года увлеченно занимается спортивной ходьбой. На днях она заняла третье место на Всероссийских соревнованиях в своей возрастной категории. В будущем Маша планирует связать свою жизнь со спортом.

«Я вам их не верну!»

В детском доме-школе ребята живут семьями. В каждой такой семье от 15 до 20 детей. В гостевых комнатах, где по вечерам собирается вместе все большое семейство, есть большие диваны и новенькие телевизоры с DVD-приставками.

Глава семейства — воспитатель, на которого возложены те обязанности, которые в обычной семье выполняет мама — она следит за порядком, помогает делать уроки и т.д. О.П. Каргина — «мама» в семье под номером 4. До недавнего времени на ее попечениии находились 17 воспитанников. А буквально несколько дней назад семью покинули двое ребят. Для 9-летнего Данилы и 15-летнего Вани нашлась приемная мама. Ею стала жительница одного из районов республики.

По словам педагогов, это уникальная женщина — грамотная, образованная и очень добрая. Два года назад она уже взяла в свою семью мальчика из этого же детского дома. Сейчас Виктору 16 лет, он доволен жизнью и строит радужные планы на будущее. Минувшим летом эта женщина снова приехала в детдом и попросила еще двух ребят в семью. «Лучше совсем маленьких», — высказала она пожелание.

«А таких у нас нет», — ответили ей. «Ну, тогда самых трудных», — сказала приемная мама. Подумав, воспитатели предложили женщине обратить внимание на Данилу, которого до сих пор никому не удавалось «приручить», и на Ваню, имевшего ряд серьезных проблем со здоровьем, а также не раз сбегавшего из интерната. «Вот, как раз таких мне и надо», — обрадовалась будущая приемная родительница.

Несколько месяцев подряд на выходные и праздничные дни она брала мальчишек к себе домой. Оттуда они возвращались с горячим желанием поехать к ней в гости еще и еще. Поэтому когда воспитатели спросили, действительно ли они хотят жить в этой семье, мальчики единодушно ответили согласием. А в недавний свой приезд приемная мама решительно заявила педагогам: «Я вам их не верну!»

«Ершистые ежики»

Одним из самых наболевших вопросов воспитатели Ялгинского детдома называют возврат детей приемными семьями.

— У нас воспитывалась девочка, у которой никогда не было опыта проживания в семье, — рассказывает замдиректора Л.Е. Макшаева. — Когда девочка училась в пятом классе, ее взяли в приемную семью. Не прошло и трех лет, как ее вернули обратно.

Воспитатели не узнавали подростка. Она начала курить, конфликтовать со сверстниками и взрослыми.

— Увы, но зачастую приемные родители не готовы к воспитанию таких детей, — отмечает Л.Е. Макшаева. — С нашими детьми необходимо быть в меру жесткими, в меру добрыми. Ребенок должен знать свои обязанности.

Воспитатели стали терпеливо с ней работать. Прошел год, и девочка переменилась. Она стала лучше учиться, меньше ершиться, спокойно отвечать на справедливые замечания педагогов.

О насущном

Многие сироты после окончания интернатных учреждений поступают в учебные заведения, при которых есть общежития. Одновременно с этим выпускник ставится в очередь на получение жилья.

У некоторых сирот уже есть квартиры. Однако часто жилплощадь достается от родителей в очень запущенном состоянии, нередко с большими долгами по квартплате. Президент России по итогам беседы с воспитателями детских домов до 1 августа 2011 года рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать нормативную базу в целях решения вопросов ремонта жилых помещений, закрепленных на правах собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. Ответственными за исполнение этого поручения Д.А. Медведев назначил руководителей высших исполнительных органов госвласти.

«Известия Мордовии»