На память о Мордовии...

12.01.2011 11:35

Едва ли не каждый человек, посетивший другой город, регион, страну, стремится увезти с собой какой-нибудь памятный сувенир, символизирующий местные достопримечательности или национальный колорит. Так, традиционным тульским подарком считаются знаменитые пряники и самовары, калининградским — изделия из янтаря, ивановским — текстиль… А вот какие предметы будут напоминать туристам о Мордовии? «ВС» попытался оценить воплощаемые здесь идеи и перспективы развития рынка сувенирной продукции.

ТУРИСТ ВЫБИРАЕТ…

mord-syveniriКазалось бы, совсем недавно за самыми популярными и ходовыми подарками из республики следовало отправляться… в продовольственные магазины. Тем более что и выбирать-то особо не приходилось. Мужчинам полагалось преподносить фирменную саранскую водку, а женщины и дети приходили в восторг от конфетных наборов «Мордовия моя». Были еще великолепно оформленные альбомы «Эрьзя». Но гонялись за ними преимущественно эстеты, не привыкшие экономить на красоте.

Сегодня о богатстве ассортимента сувенирной продукции можно судить хотя бы по количеству специализированных лавок и арт-салонов. Только за последние годы в Саранске появилось сразу несколько таких точек, не считая отделов и стендов, функционирующих при турфирмах и крупных торговых центрах. Причем своеобразная «специализация» проявляется даже там. Одни явно тяготеют к дешевым магнитикам с обязательным изображением Кафедрального собора, зажигалкам украшенным жизнеутверждающими надписями «Все будет пек вадря!», авторучкам «Саранск ошось». Другие отдают предпочтение представительским подаркам — вытканным гербам, флагам республики, необычным куклам в мордовских платьях. В третьих отыщутся изделия народных промыслов — вышитые рубахи, платки, скатерти, урусовские валенки, тавлинские игрушки.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ

— Такая реакция торговли вполне объяснима, — полагает заместитель министра культуры РМ Николай Храмов. — Ведь изменилось и производство — увеличиваются объемы выпуска продукции, больше становится мастеров, местные власти стараются поддерживать народные промыслы. Если раньше мы постоянно испытывали трудности с поиском умельцев, готовых выполнить заказ на изготовление памятных подарков участникам и гостям проходящих в республике мероприятий, то сейчас особых проблем с этим не возникает. Люди сами стремятся продемонстрировать свое мастерство — на выставках-ярмарках, творческих фестивалях, презентациях. Проявляется даже здоровое соперничество, в том числе между районами. Взять хотя бы концерты «Шумбрат, Мордовия!». На любом отборочном туре обязательно выставляются связанные районными талантами варежки, носки, расшитые скатерти, салфетки, не говоря уж о куклах, матрешках, глиняных свистульках и прочих сувенирах. Победителям присваивается почетное звание «Мастер года», побороться за которое мечтают многие. И с каждым годом представленная на фестивале продукция становится все более качественной и разнообразной.

mord-syveniri1

Как признают сами мастера, порой их хобби приносит весьма неплохие доходы, возможно, даже превосходящие заработок по основному месту работы. Скажем, Мария Бикеева из села Лемдяй Старошайговского района оценивает свои домотканые рубашки, национальные костюмы подчас в 100 тысяч рублей. Что и неудивительно, все-таки речь идет об уникальной ручной вышивке. Урусовцы, с подачи главы местной администрации Александра Аржаева (тоже, кстати, отменного мастера), и вовсе сделали серьезную заявку на создание нового локального бренда — регулярно участвуют в выставках-ярмарках, проводят даже Всероссийские дни валенка. Как следствие — их изделия ныне нередко приобретают не только поклонники этнокультурного туризма, падкие до местной экзотики, но и закоренелые прагматики, которым просто нужна добротная зимняя обувь. Не в накладе остаются и местные бюджеты. В том же Урусове, Подлесной Тавле, Старой Теризморге народные ремесла и интерес к ним — важнейшая доходная статья.

ЧУВСТВО СТИЛЯ

В недостаточной креативности местных специалистов упрекнуть трудно. Конечно, в целом рынок остается весьма консервативным. Потребителям обычно предлагается стандартный набор продукции — матрешки, деревянные расписные ложки, изделия из бересты, глиняные игрушки (если речь идет о народных промыслах), авторучки, бокалы, футболки, статуэтки с нанесенными на них логотипами. Хотя встречаются и весьма неожиданные идеи.

Студенты Института национальной культуры и Саранского художественного училища, например, с завидным постоянством представляют новые модели платьев, сшитых по народным мотивам. И почти всякий раз костюмы производят фурор на различных выставках и фестивалях. В последней коллекции насчитывается аж 37 выпускных работ, которые после небольшой переделки можно будет даже поставить на поток в какой-нибудь швейной мастерской.

Буквально на днях крайне симпатичную вещицу продемонстрировала скромная фирма, специализирующаяся на ремонте одежды. Ее персонал рискнул вышить мордовским орнаментом… несколько комплектов разноцветных футболок, толстовок и бейсболок. «Сплав традиции и новаторства», как утверждается, пришелся по душе юным саранским модницам. Правда, не все они оказались готовы выложить довольно солидные суммы за нарядный, но простой товар.

Отличились и работники Республиканского музея изобразительных искусств, изготовившие в сотрудничестве с известной рекламной мастерской партию тарелок с изображением скульптур Степана Эрьзи. Редкая по красоте посуда почти сразу же стала дефицитом, мечтой для многих ценителей прекрасного.

БОЛЕЗНЬ РОСТА

Иногда, впрочем, градус креативности откровенно зашкаливает. И тогда действительно яркие, свежие идеи доводятся до полного абсурда. Нечто подобное случилось в Саранске около года назад, когда столичные рекламщики вывели на рынок сразу целую серию сувениров, украшенных незамысловатыми, но симпатичными логотипами. В принципе ничего революционного нового они не предложили. Забавный слоган «Все будет пек вадря!», красовавшийся на футболках, бейсболках и зажигалках, подчеркивающие статус обладателя кружки «Покш начальник» явились лишь переложением на местный лад «изречений» безвестных китайских товарищей. Получилось, однако, совсем недурно. Настолько, что вскоре объявились подражатели, исхитрившиеся напечатать на майки неоднозначное утверждение «Хороший ломань». Ну а в качестве апофеоза их безвкусицы предстали магнитики с видами обновленного железнодорожного вокзала Саранска и… непонятно к чему вставленной фразой «Казанский вокзал косо?!».

Не менее примечательная история связана с официальным государственным символом республики — ее флагом. Поговаривают, что сама мысль перенести его изображение на предмет одежды была позаимствована то ли у воспитанников художественной школы, однажды представивших на выставке детского творчества вязаные носочки с восьмиконечной розеткой на щиколотках, то ли у московских чиновников, некогда прямо-таки обожавших темно-красные галстуки с Георгием Победоносцем в центре или по краям. Как бы там ни оказалось, факт остается фактом — в продаже появились галстуки, выполненные в традиционной мареново-бело-синей гамме с огромным солярным знаком в придачу. Сами по себе в сочетании с блузками, рубахами они выглядят отменно (известно, что в них щеголяют ведущие национальных программ... телевидения Удмуртии!). Но к строгим мужским костюмам означенные эксклюзивные и стильные аксессуары не подходят решительно.

СДЕЛАНО В МОРДОВИИ

Еще одной характерной особенностью нынешнего времени является почти полное отсутствие в регионе крупных производств, ориентированных на выпуск сувенирной продукции. Когда-то этим попутно занимались некоторые промышленные предприятия (достаточно вспомнить, например, «Центролит» с его дикими, но почему-то довольно востребованными чугунными бюстами и статуэтками), сейчас, если не считать перерабатывающих заводов, — только фабрика «Мордовские узоры». Да и та работает все больше «под заказ» различных министерств, ведомств, государственных учреждений и муниципалитетов. Шьет костюмы для диаспор, профессиональных и самодеятельных артистов, детских школ искусств, а заодно подарки именитым гостям республики, участникам различных форумов. Именно здесь, к слову, была изготовлена знаменитая мордовская рубаха для боксера Олега Маскаева, а также сумки с надписью «Мордовия», доставшиеся представителям финно-угорских народов, проводившим в Саранске свою конференцию.

Что же касается частного бизнеса, то его потенциал, особенно в свете предстоящего празднования 1000-летия единения, переоценивать явно не стоит. Кое-какие подвижки наблюдаются пока разве что в Урусове, Подлесной Тавле, Левже и отчасти — Темникове. По меньшей мере у тамошних мастеров и предпринимателей есть опыт выполнения солидных, массовых заказов. В планах — объединить умельцев под крышей сельских и районных домов промысел и ремесел, то есть создать своеобразные артели, специализирующиеся на производстве различных поделок и сувениров. При этом саранские фирмы и по сей день предпочитают доводить до ума китайский ширпотреб, снабжая его различными надписями и логотипами.

Очевидно, что в ближайшем будущем сфере предстоит резко увеличить объемы производства. Вопрос в том, удастся ли удовлетворить спрос многочисленных туристов и гостей республики. Желательно — без жалоб на скудость и однообразие ассортимента. Ведь если этого не произойдет, на рынке непременно появятся иногородние игроки, которые наводнят его бессмысленными буденновками, шапками-ушанками, аляпистыми самоварами, балалайками и прочим китчем, имеющим самое отдаленное отношение к Мордовии, ее искусству и традиционным ремеслам.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Сегодня при всем желании в уважающих себя магазинах, лавках, арт-салонах не удастся найти сувениров, напоминающих о грядущих торжествах единения мордовского народа с народами Российского государства. Просто потому что официальная символика празднования до сих пор не утверждена... Как нет и четких рекомендаций по ее использованию.

Строго говоря, делать это нужно было даже не вчера, а еще раньше. Ведь речь идет не только о смысловой нагрузке, возлагаемой на те или иные проводимые мероприятия. Проблема гораздо масштабнее. Бюджет тоже лишается доходов, которые он мог бы получить от размещения «юбилейной» эмблемы на выпускаемых товарах.

Об очевидной актуальности данной темы свидетельствует хотя бы тот факт, что отдельные дельцы уже принялись тиражировать собственные ноу-хау — в частности, изображение памятника «Навеки с Россией» с цифрой «1000» вместо постамента. Остается надеяться, что этот пробел все-таки будет устранен довольно скоро.

«Вечерний Саранск»