Работа муфтия — духовное просвещение мусульман

31.12.2010 09:24

Фагим Шафиев родом из с. Аксеново Лямбирского района. Первое образование получил в исламском институте «Аль Фуркан» (г. Бугуруслан Оренбургской области). Затем поступил на факультет арабского языка Исламского университета в Медине (Саудовская Аравия), по окончании которого стал работать преподавателем арабского языка в Российском исламском университете в Казани, а по совместительству — в Казанском исламском колледже. Вскоре ему была предложена должность проректора колледжа, а затем, в возрасте 26 лет, был избран ректором. Свободно владеет русским, татарским, турецким, арабским языками, разговаривает также на английском и фарси.

Религия без политики и без коммерции — так определяет свой главный принцип Российская Ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият), которая создана в начале декабря. В правление РАИС вошел Муфтий Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев. Он избран заместителем Всероссийского муфтия и сопредседателем РАИС. Вскоре после этого первый заместитель Руководителя Администрации Президента России Владислав Сурков провел встречу с муфтиями, вошедшими в РАИС.

О том, как создавалось новое общественное объединение, какой видят свою работу члены Ассоциации, Фагим хазрат Шафиев рассказал в интервью «ИМ».

— Скажите, пожалуйста, в чем была необходимость создания еще одной мусульманской организации?

— В России традиционно существует несколько централизованных мусульманских объединений. Старейшее из них — Центральное духовное управление мусульман России во главе с Талгатом Таджутддином. В начале 90-х создан Совет муфтиев России, который возглавил Равиль Гайнутдин. Позже для консолидации мусульманских управлений был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа, председателем которого стал Исмаил Бердыев. Эти организации выполняют свою миссию по просвещению, духовному росту мусульман России. Но есть достаточно много мусульманских общин, которые не вошли ни в одну из трех централизованных организаций. Это допустимо, ведь в исламской конфессии нет такой строгой иерархии, как в Русской Православной церкви. А на местах есть много активных муфтиев, которые проводят большую работу для духовного роста населения, эффективно взаимодействуют с местными органами власти. Так вот, для нашей консолидации и более действенной работы было принято решение обратиться к органам государственной власти с просьбой признать создание четвертого всероссийского религиозного объединения мусульман. В него вошли более 150 мусульманских общин из четырех федеральных округов — Приволжского, Южного, Уральского и Центрального.

— И встреча в Кремле — свидетельство того, что власть признала создание ассоциации.

— Безусловно. Всероссийский муфтият создан не для борьбы с другими мусульманскими объединениями, а для консолидации мусульман. Государство это понимает и поддерживает нашу инициативу. Консолидация мусульман — это долгий путь, большая работа. Мы готовы к ней. У нас подобралась хорошая команда единомышленников. Возглавляет ассоциацию муфтий Ставропольского края Мухуммад хаджи Рахимов. И главная наша задача — возрождение просвещенного традиционного ислама, что свойственно татарскому народу России. Сегодня татары наряду с кавказскими народами являются локомотивом духовного роста и возрождения мусульманства в России, но ввиду того, что по численности татары составляют большинство мусульман России, им принадлежит особая роль в сохранении традиций.

— О чем все-таки шла речь на встрече с Сурковым?

— Важно отметить, что наша встреча прошла в доброжелательной обстановке. Мы говорили о перспективах работы Всероссийского муфтията. Владислав Сурков сказал, что государство поддерживало и будет поддерживать традиционный ислам в России. Разумеется, государство не может не заботить мусульманская жизнь в России, ведь ислам — одна из государствообразующих религий. Мы граждане России, и все общественные организации, в том числе исламские и православные, должны работать на благо общества, во славу Отечества, оно у нас одно. Увы, в последнее время многие вопросы были отданы мусульманам для самостоятельного их решения. Мусульмане борются с радикализмом, проявлением ксенофобии, но наших усилий недостаточно, чтобы полностью искоренить эти явления, необходим государственный подход.

— Почему еще для религиозных организаций важно эффективное взаимодействие с властью?

— Любовь к Отечеству, уважение своих предков и своего народа — это часть веры мусульманина. А народ, общество — это и есть государство. По Конституции религия отделена от государства, но она не отделена от общества. Меня как гражданина, как патриота своей страны тревожит судьба государства, его духовная безопасность. Для духовенства важно найти общий язык, взаимопонимание с органами местного самоуправления, руководством региона и взаимодействовать с правоохранительными органами. Сегодня радикальные проявления национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма составляют реальную угрозу для общества. Но эти проблемы решаемы. Тем более что в России накоплен колоссальный опыт межнациональных и межрелигиозных отношений. Совместными усилиями мы сможем побороть этот недуг, укрепляя свои традиции и ценности.

«Известия Мордовии»