Очень скоро без ГЛОНАСС не повезут ни вас, ни нас!

24.12.2010 11:59

Проблема аварийности на пассажирском автотранспорте, километровые пробки на наших дорогах, зачастую хамское поведение водителей — всем этим недочетам столько лет, сколько существуют автобусы и такси. Что- бы решить эти проблемы, Правительством России 10 сентября 2009 года было принято Постановление «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Согласно данному Постановлению уже с 23 января 2012 года в России весь транспорт, осуществляющий коммерческие пассажирские перевозки, в том числе и такси, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем автотранспорт, вмещающий более 8 пассажиров, обязан также иметь оборудование, позволяющее контролировать соблюдение водителями режимов движения, труда и отдыха.

Именно проблеме установки аппаратуры спутниковой навигации было посвящено расширенное заседание комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Общественной палаты Республики Мордовия.

Никто из приглашенных частных автоперевозчиков не против прогресса, да и трудно отрицать необходимость аппаратуры, позволяющей жестко контролировать работу водителей, оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации. Проблема в другом. Общий пакет подключения к спутниковой навигации может стоить до 28 тысяч рублей на одну машину. Один из крупнейших мордовских автоперевозчиков, чей парк «ГАЗелей» составляет порядка 500 единиц, задал на совещании риторический вопрос: «А где взять необходимые средства?». Частник поведал, чтобы его предприятие приносило хоть какую-то прибыль (рентабельность, по его словам, чуть более 0,2%), он уже сейчас вынужден экономить на безопасности пассажиров, зачастую используя для ремонта своих микроавтобусов контрафактные запчасти. Под такую, с позволения сказать, «рентабельность» предприятия ни один из банков не даст необходимую ссуду.

Каждый частный автоперевозчик может иметь собственную диспетчерскую службу, но наиболее эффективно аппаратура ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS может использоваться при наличии централизованного диспетчерского центра. Однако частным перевозчикам не понятно, почему они при этом еще и должны платить этому самому центру?

На заседании пришли к единодушному мнению, что необходимо принять региональную программу внедрения и использования ГЛОНАСС. Необходимо определить органы исполнительной власти, ответственные за эти вопросы. А учитывая то, что Постановление затрагивает не только интересы малого и среднего предпринимательства, но и значительной части населения республики, принятие данной программы должно производиться после проведения публичных слушаний в Общественной палате с привлечением к обсуждению всех заинтересованных лиц.

Нужно сделать все возможное, чтобы после января 2012 года на рынке пассажирских услуг транспорта не осталось машин, не оснащенных навигационным оборудованием. В противном случае может возникнуть недобросовестная конкуренция, выражающаяся в том, что те, кто установит ГЛОНАСС и серьезно на этом поиздержится, на первоначальном этапе окажутся в неравных условиях с недобросовестными перевозчиками, которые не установят эту систему.

Конечно, одними административными мерами решить проблему, которая потребует от перевозчиков значительных финансовых затрат, не решить. Необходимо рассмотреть варианты стимулирования установки ГЛОНАСС. Возможно — в виде льготного целевого кредитования.

«Известия Мордовии»