Золотой запас Мокши
16.12.2010 14:26
Добыча загубит животноводство
Правда, изредка в республиканской прессе появляются публикации о высокой цене чёрного дуба, используемого в основном в мебельной промышленности и для внутренней отделки помещений. Как правило, все статьи заканчиваются одинаково: чёрный дуб невозможно добывать в промышленных масштабах, потому что в этом случае будет уничтожена пойма реки, а значит, и кормовая база животноводства примокшанских сельхозпредприятий.
По сути, вся пойма — кладбище некогда мощных красавцев дубов. Многие тысячелетия Мокша «гуляет» по своей пойме, едва ли не каждую весну меняя понемногу русло. Паводковые воды подмывают берега, опрокидывают в воду деревья. Потом они, напитавшись водой, опускаются на дно, затягиваются песком и за долгие годы превращаются в колоды знаменитого черного дуба.
Нужна точечная разработка
А может, и не надо промышленных масштабов? Во всяком случае, пока, до лучших времён и новых технологий добычи, безболезненных для экологии.
Сейчас можно добывать россыпи мокшанского «золота», как встарь — из колодников. Так называют сравнительно глубокие места, где колоды чёрного дуба лежат на дне весьма густо, образуя нередко многослойные залежи. Концы колод порой торчат из воды. Характерно, что паводковые воды и в наше время, меняя русло, вымывают из берега и дна реки новые колоды.
Издавна жители прибрежных улиц древнего Темникова и примокшанских деревень именно точечно добывали чёрный дуб на дрова. Колоды пилили прямо в воде — так легче — и на лодках доставляли к дому. Так было вплоть до 80-90-х годов прошлого века. Хотя, понятно, использовать чёрный дуб в качестве топлива — всё равно что топить печь денежными купюрами. И во все времена такая поштучная добыча не наносила вреда ни реке, ни пойме. А мебель, изготовленная в стародавние времена из морёного дуба, тоже штучный товар: не для широкой продажи, а для дворцов аристократии. Современные туристы, посещая эти восстановленные дворянские усадьбы, восхищаются не только мебелью, но и паркетом, дверями, панелями на стенах из черного дуба.
Паркет для Кремлёвского Дворца съездов
В середине прошлого века темниковцы добывали «золото» Мокши в промышленных масштабах. По воспоминаниям местных старожилов Н.Н. Зараева, А.Л. Горинова и Г.С. Петрова, в конце
Несколько бригад добывали мореный дуб из воды с помощью обученных на месте водолазов. Водолазы находили и цепляли колоды тросами, а на берег вытаскивали тракторами и кранами. Тут же на берегу колоды закапывали снова в сырой песок, так как воздух и солнце губительны для чёрного дуба. Затем по мере необходимости колоды доставляли в промкомбинат, где проходили сначала сушку при определенной температуре, а потом отправлялись на паркетные станки.
Последний раз отправляли паркет на отделку построенного на рубеже 50-60-х годов Кремлёвского Дворца съездов. Небезынтересно, что через Барашево отправляли по железной дороге в специальных вагонах залитые водой колоды чёрного дуба в Англию. В те времена в народе говорили, что трон английской королевы изготовлен из мордовского чёрного дуба.
Баснословная цена чёрного дуба
Есть и другая более широкоизвестная история, связанная с Англией. Перед Первой мировой войной в Англию отправили несколько вагонов с чёрным дубом. В неразберихе военного времени до туманного Альбиона дошёл только один вагон. Однако проданная мебель, изготовленная из оставшегося чёрного дуба, не только покрыла все расходы на его добычу и транспортировку, но и принесла значительный доход. Эту историю вспоминают, когда необходимо показать баснословную стоимость чёрного дуба.
Нелегальная добыча
Поводом для напоминания о забытом и доходном промысле мореного дуба явились совершенно случайно обнаруженные колоды в
Самое интересное — на берегу нет следов от их волочения. Скорее всего, не обошлось без крана и, возможно, водолазов. А это уже серьезно. Неужели кто-то возобновил добычу дуба?
Стал наводить справки в заинтересованных организациях — никто ничего не знает. В районной прокуратуре просветили, что для добычи черного дуба, вероятно, нужна лицензия от Минприроды, которая выдается после экологической экспертизы.
Остается одно — нелегальная добыча дуба. В районе есть деревообрабатывающие и мелкие мебельные предприятия. Вместе с тем рядом с Темниковом находится Саров, где тоже хватает браконьеров разных мастей. Так кто же добывает черный дуб?
«Известия Мордовии»