Сказку сделать былью

08.12.2010 14:19

Какие перспективы открывает перед Мордовией проведение матчей чемпионата мира по футболу?

«Победа, победа, еще раз хочу сказать — прекрасная победа», — именно так прокомментировал известие о проведении в России первенства мира по футболу 2018 года Глава Мордовии Николай МЕРКУШКИН. Вероятно, его высказывания прозвучали несколько эмоционально, но разве не так думали в тот момент миллионы наших болельщиков?! Или, может, кто-то из них посчитал, что мы не заслужили такого праздника?

russia-20181

Да заслужили, чего уж лукавить! А Мордовия — и тем паче. Ну кто, скажите, лет 10-15 — да куда там! — 5 лет назад рискнул бы заявить, что Россия включит в свой заявочный список Саранск, доверив ему провести ряд групповых матчей? И хотя пока окончательное решение еще не принято, сам факт того, что столица республики упоминалась на историческом заседании исполкома ФИФА наравне с Москвой, Санкт-Петербургом, Калининградом, Нижним Новгородом, Самарой, Казанью, Волгоградом, Краснодаром, Ярославлем, Ростовом-на-Дону, Сочи и Екатеринбургом, дорогого стоит. Все-таки удалось постоять за честь Отчизны, не пасть в глазах привередливых футбольных функционеров…

Однако хватит восторженных слов. Попытаемся разобраться, как будет развиваться республика, став одним из центров проведения чемпионата.
Прежде всего это означает стремительное возведение объектов спортивной инфраструктуры — в частности, стадионов и тренировочных баз. Уже известно, что все основные матчи пройдут на поле стадиона «Юбилейный», строительство которого ведется в пойме рек Инсар и Тавла. В своей «базовой конфигурации» он сможет принять до 30 тысяч зрителей. Но в период проведения мирового первенства и иных важнейших мероприятий его вместительность может быть увеличена до 44 тысяч мест за счет установки дополнительных трибун. Как обещается, здесь будут созданы все условия для спортсменов и болельщиков, полностью отвечающие самым жестким требованиям. Сейчас на месте полным ходом идут подготовительные работы. В 2012 году стадион предполагается сдать в эксплуатацию. Причем вне зависимости от того, пройдут на нем турнирные игры или нет.
Интересно, что построен данный объект будет всего в пяти километрах от саранского аэропорта и в двух минутах ходьбы от уже действующего стадиона «Старт», имеющего сразу четыре футбольных поля (в том числе два — с искусственным покрытием). Неоспоримое удобство, которое наверняка оценят и спортсмены, и болельщики.

Другой важнейшей новостройкой станет футбольно-легкоатлетический манеж в северо-западной части Саранска. Состоять он будет в первую очередь из футбольного поля размером 105 на 70 метров, 400-метровой легкоатлетической дорожки и трибун на полторы тысячи мест (с возможностью увеличения вместимости до 3 тысяч благодаря использованию сборно-разборных конструкций). Для участников мундиаля комплекс представляет интерес именно с точки зрения тренировок. Хотя в обычное время на арене могут проводиться разнообразные турнирные встречи, товарищеские матчи, а также всевозможные легкоатлетические состязания, вплоть до чемпионатов России и Европы в закрытых помещениях.

Особого упоминания заслуживает универсальный зал, строительство которого начато в центре города. Многие ошибочно видят в нем концертно-развлекательный комплекс, предназначенный для исключительно массовых мероприятий — типа выступлений эстрадных звезд, фестивалей народного творчества, слетов и форумов. На самом деле особенность объекта заключается в его функциональном многообразии. Это и ледовая площадка для фигуристов. После укладки паркета — арена для волейболистов, баскетболистов, борцов. Ну а со сценой и зрительными местами — концертный зал… Причем тут же, под одной крышей, будут находиться помещения для занятий гимнастикой, фитнесом, хореографией…

Серьезный толчок к развитию получит и вся городская инфраструктура — от транспорта и связи до торговли и общественного питания. Так, на новый качественный уровень выйдет индустрия досуга и отдыха. Реконструкции подвергнутся площади, парки, скверы, аллеи, подъездные пути, дороги и тротуары. Безусловно, в Саранске появится масса новых кафе и ресторанов.

Ныне одним из самых уязвимых мест города с позиции проведения игр мирового первенства и вообще любых других мероприятий, подразумевающих приезд многочисленных гостей, остаются гостиницы. Сейчас одновременно в них могут разместиться чуть более тысячи человек, что явно не соответствует ни требованиям ФИФА, ни собственно потребностям республиканской столицы. В скором времени, однако, сей пробел планируется устранить.

Мэрия уже объявила, что в ближайшие несколько лет будет построено не менее десятка новых отелей категории от 3 до 5 звезд. Семь гостиниц — скорее всего, их назовут «Центральная», «Старый город», «Пушкинская», «Студенческая», «Лесная», «Заречье» и «Турист» — появятся в центре. Остальные — «Спорт», «Республика» и «Тавла» — в микрорайонах.

Нельзя также исключать, что в республику придут известные отечественные и иностранные гостиничные операторы. В докризисный период, насколько известно, они присматривались к региону. Но всякий раз боялись рисковать, поскольку Мордовия не входит в число признанных туристических центров. На этот раз, возможно, бизнесмены поверят в ее перспективы.

Фантастические, на беглый взгляд, преобразования могут произойти и в транспортной сфере. Именно в республике пересекаются важнейшие транспортные артерии, что крайне выгодно как с позиции проведения чемпионата, так и экономически. И тут уж выпадает поистине уникальный шанс не просто реализовать намеченные планы, но и всерьез задуматься об их дальнейшем развитии.

Речь идет, в частности, о том, чтобы реконструировать саранский автовокзал и автостанции в районах республики, а в перспективе — ускорить строительство транспортного коридора Москва — Урал, один из участков которого по идее пройдет по территории нашей республики. В таком случае неминуемо появится множество инфраструктурных объектов, обслуживающих магистраль, — от небольших придорожных кафе до крупных складских комплексов.

Следующая задача — Саранский международный (!) аэропорт. Сегодня его взлетно-посадочная полоса теоретически позволяет принимать любые самолеты, за исключением разве что «Джамбо-Джетов» — «Боингов-747» и прочих судов этого класса. Впрочем, для встречи многочисленных гостей необходимо увеличить пропускную способность аэропорта примерно в полтора-два раза. Для чего следует усилить взлетно-посадочную полосу, отремонтировать терминал и провести модернизацию аэровокзала.

Что же касается железнодорожной составляющей, то здесь не грех задуматься о высокоскоростной магистрали. Пока знаменитые «Сапсаны» курсируют по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. В дальнейшем ОАО «РЖД» планирует расширить сеть, в том числе за счет ветки Москва — Самара, участок которой проложен и по Мордовии. Если учесть, что и Саранск, и Самара входят в российский заявочный список, есть стимул не затягивать со строительством магистрали. Так что скоростной поезд, отправляющийся с железнодорожного вокзала мордовской столицы в Москву, Самару, а возможно, в Нижний Новгород и даже Казань, выглядит не столь уж несбыточной мечтой…

Очевидно, в данном материале мы затронули лишь основные проекты, связанные с проведением футбольного турнира. В реальности же российская модель предусматривает комплексное развитие территорий, где пройдут матчи чемпионата. Да и Мордовия предполагает построить гораздо большее число уникальных объектов. Причем появятся они в любом случае, рано или поздно. Мундиаль лишь поможет ускорить сей процесс и сократить расходы. Ну а в том, что республика способна решать самые амбициозные задачи, скептики могли убедиться уже не один раз.

«Вечерний Саранск»