Федор Добронравов: Мужики в моем возрасте с усталостью не считаются

01.12.2010 16:25

Популярный актер объяснил, почему он работает на износ

Капитан Якименко из «Ликвидации», Григорий Ермак из «Дворика», отец кадета Перепечко, инженер Птибурдуков из «Золотого теленка», Дедушка Ваня из сериала «Сваты» — такие разные герои... А популярнейшее скетч-шоу «6 кадров»? Что ни персонаж — то новый характер, новая судьба... Кажется, что для Федора Добронравова нет ничего невозможного. И каждая новая роль открывает новую грань его таланта.

Сейчас актер нарасхват. Снимается в фильмах, сериалах, телешоу, играет в театре Сатиры… Как при таком плотном графике выкроить время на интервью? Но мы верили, что нам повезет. И удача нам улыбнулась!

«Я себя талантливым не считаю»

f-dobronravov— Федор Викторович, большинство ваших ролей комические...
— Да, меня сейчас используют в основном как юмористического актера, и меня это начинает беспокоить. Хочется успеть сыграть и что-нибудь серьезное.

— А вы никогда не думали о том, чтобы сделать собственный фильм, где могли бы сыграть кого захотите?
— Нет, что вы! Я артист, снимать — не моя работа. Сейчас я очень жаден до актерской работы: хочется играть и играть! Режиссура пока меня не особо привлекает.

— А правда ли, что талантливый человек талантлив во всем?
— Не знаю, мне сложно сказать. Я себя талантливым не считаю. Мне просто нравится моя работа, и я стараюсь делать ее хорошо... Вообще, к себе надо относиться с некоей долей сарказма...

— Никогда не жалели, что выбрали стезю артиста?
— Никогда. Даже когда сильно устаю. Я так долго мечтал об этом, что не перестаю благодарить судьбу за то, что теперь занимаюсь любимым делом.

— А вы же вроде бы когда-то собирались в цирке выступать?
— Я когда жил в Таганроге, много времени посвятил цирковому искусству и много полезных навыков оттуда вынес. Надо проехать на моноцикле — пожалуйста, надо жонглировать — без проблем, я все это знаю и умею. Это помогает мне в актерской профессии... Но все-таки цирковой артист — это очень сложный вариант: ни кола ни двора всю жизнь... Очень тяжело! При всем этом интерес к цирку у меня не угас: я хожу на представления и всегда смотрю с большим удовольствием. А актер ведь может и клоуна сыграть — так что в принципе я ничего не потерял…

«Я никогда не возьмусь за пошлые роли»

— Вы смотрите фильмы со своим участием?
— Обязательно! Я же должен анализировать свою работу.

— А ради удовольствия?
— Тоже смотрю. Особенно люблю «Ликвидацию». Еще для настроения люблю пересматривать «Сватов» — вспоминаю, как весело все это снималось. Команда, конечно, у нас потрясающая там была! Вся эта веселая атмосфера на сто процентов передается и в картине. Поэтому она и удалась, на мой взгляд...

— Вам приходилось отказываться от ролей, которые вам предлагали?
— Приходится иногда.

— А что вас может заставить отказаться от роли?
— Есть вещи, через которые я не могу переступить. К примеру, я никогда не возьмусь за пошлые роли в пошлых фильмах или спектаклях...

«Главное — не проспать момент, когда удача дает тебе шанс»

— Какую роль в вашей жизни, в актерской карьере играет случай?
— Да это один из важнейших компонентов моей жизни! Как и у любого артиста. Даже Жванецкий говорил, что есть три компонента, которые составляют жизнь артиста: фанатизм, трудолюбие и случай. Рано или поздно фортуна все равно повернется лицом. Если хочешь чего-то, мечтаешь о чем-то — все равно ты подспудно к этому движешься. Главное — не проспать момент, когда удача дает тебе шанс. Мечта для каждого из нас — это одна из самых серьезных вещей в жизни. Вот я, например, ну, с какой стати парень с завода в Таганроге должен был стать артистом?! Это же нонсенс вообще! Но я пробовал поступать, провалился несколько раз, потом, после армии — снова попробовал, и снова неудачно. Но это же все равно были шаги! Потом поступил в Воронеже, играл в Молодежном театре и каждый день на протяжении трех лет выходил на сцену. Мы работали до седьмого пота! И когда приехал к нам театр «Сатирикон», я оказался готов — и поэтому Райкин позвал меня в Москву...

— А почему вы ушли из «Сатирикона»?
— Захотелось самостоятельности. «Сатирикон» — место с достаточно жестким жизненным укладом. Простой пример: если опоздал на репетицию, тебе сначала просто говорят, чтобы ты так больше не делал. А если это повторилось — тебя выгоняют из театра. И когда ты видишь, как вокруг люди один за другим вылетают, ты начинаешь приезжать за два часа до назначенного времени. Там я научился дисциплине, за что говорю «Сатирикону» большое спасибо. Но сейчас я уже повзрослел как артист, мне такой жесткий контроль больше не нужен. Я рад, что мы расстались по-хорошему, без ссоры. Я постарался никого не подвести — доиграл все спектакли, нашел везде себе замену...

«В театре нет права на ошибку»

— Где играть сложнее: в театре или в кино?
— Я думаю, в театре. Конечно, везде своя специфика. Но театр — это «здесь и сейчас», и нет права на ошибку. Ошибся — и зритель тут же это увидел. Но в театре тебе дается возможность репетировать — оттачивать свое мастерство. В кино этого нет. Очень редко бывает так, что режиссер что-то объясняет перед съемками. Только старые мастера, наверное, что-то репетируют. К примеру, мне довелось работать с Константином Худяковым — он работает именно так: все собираются, обсуждают, каждый шаг обговаривается заранее. Такое в кино сейчас крайне редко встречается. Как правило, тебе дают текст, ты его должен глазами пробежать, быстро запомнить — и тут же все это выдать на камеру. Даже нет времени продумать, как ты все это будешь играть! А если говорить о сериале — там это все происходит еще быстрее! Надо за одно прочтение запомнить около десятка страниц текста, иногда даже больше. И в роль надо вживаться моментально! Это очень сложно.

— А от чего зависит это умение?
— Мне довелось поработать с мастерами — и я всегда поражался, насколько быстро они все это делают! Мне кажется, это годы и годы наработки мастерства перевоплощения. И потом человек уже просто берет и делает это по щелчку пальцев. Я пока что так не умею...

«У меня руки растут откуда надо!»

— А у вас с музыкой какие взаимоотношения?
— Я очень люблю петь — не могу без этого! А еще люблю играть на гитаре. Не расстаюсь с песней никогда! И дома пою, и на гастролях, и на съемках — всегда! Люблю песни из советского кинематографа, русские народные песни, романсы...

— А как насчет спорта?
— Сейчас времени нет на спорт. Конечно, нужно заниматься физическими упражнениями. Эта работа физически истощает, если не соблюдать режима. И я очень рад, что на съемках нового сезона «Сватов», которые проходили в Крыму, я смог немного пожить правильной жизнью: вставал каждый день в семь утра, за два часа до съемок — и шел на море плавать. А после заплыва — бодрый и заряженный — принимал душ, брился и шел на съемки.

— Вы — профессиональный пловец?
— А откуда, как вы думаете, у меня такие плечи широкие? (Смеется). Да, я в детстве плавал, а если точнее — занимался прыжками в воду. Мне это здорово помогло — ведь у меня все родственники маленького роста, а я благодаря плаванию немного вытянулся. Потом, после ухода любимого тренера, я тоже перестал ходить. Но если выпадает возможность поплавать — я ее использую на сто процентов. Я вообще очень люблю воду, подводный мир — за уши не оттащишь! И, кстати, жена с сыновьями меня в этом поддерживают!

— Вы человек хозяйственный? По дому что-нибудь делаете?
— Раньше все делал, когда было время! Я же заводской — у меня руки растут откуда надо! Поэтому дома все чинил и строил этими руками. И по железу, и по дереву, и по электрике — все что угодно могу сделать! Но сейчас уже, к сожалению, не могу так много этим заниматься...

«У меня получается быть артистом»

— Вы сейчас очень много работаете. Отдохнуть успеваете?
— С трудом. Я так долго был не востребован, что сейчас, наверное, пытаюсь как-то это наверстать...

— То есть работаете на износ?
— Ну, мужики в нашем возрасте не считаются с усталостью. Вот и я так же. Хотя чувствую, что пора начать прислушиваться к организму. Все-таки мне уже 50 лет. Если спать — то спать, никаких разговоров! Лучший отдых — это здоровый сон. А вообще наша профессия обладает магическими свойствами. На сцене у заболевших нормализуется температура, заики перестают заикаться… Вы знаете — актеров, страдающих заиканием, поразительно много, но во время спектакля они не имеют на это права! Но это я болею, а мой персонаж здоров, и пока я — это он, мы оба здоровы! То же самое и со зрителями: он задохнется, но не кашлянет — будет сидеть и смотреть, боясь пропустить даже секунду происходящего на сцене. И если я могу вгонять зрителя в такое состояние — значит, у меня получается быть артистом!

«Вечерний Саранск»