Александр Гришнев: «Неприятие наркотиков надо формировать с раннего возраста»
01.12.2010 11:31
Оригинальный подход к профилактике наркомании в молодежной среде продемонстрировал начальник Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по РМ генерал-майор полиции Александр Гришнев. Главный наркополицейский Мордовии лично встречается со студентами вузов, рассказывая им о ситуации с распространением наркотиков в республике, стране и мире и отвечая на многочисленные вопросы. О неформальном общении с молодежью, результатах борьбы с наркопреступностью и наиболее острых проблемах Александр Гришнев рассказал в интервью журналистам «ИМ».
— Александр Иванович, как возникла идея такой, прямо скажем, непривычной формы работы с новым поколением?
— Это наша общая идея — идея сотрудников Управления. 90% потребителей наркотиков — люди от 18 до 39 лет, и студенты находятся в особой группе риска, поскольку наиболее подвержены новым веяниям, в том числе и негативным. А наркомания — это та проблема, которую невозможно решить одними только полицейскими методами. Поэтому мы приняли решение, что руководство и личный состав Управления будут проводить лекции в вузах, колледжах, училищах, школах. Планируем охватить все учебные заведения Мордовии, в том числе и в районах.
Для меня неформальное общение с молодежью очень важно, оно позволяет взглянуть на проблему шире. Общаясь со студентами, я открываю для себя много нового.
— В целом по Мордовии уровень распространения наркотиков среди молодежи, да и уровень детской преступностигораздо ниже среднероссийского. Это отметил Председатель Госдумы РФ Б.В. Грызлов и во время недавней рабочей поездки в Мордовию и в интервью российским СМИ. Он объясняет позитивную тенденцию тем, что в Мордовии многое делается для развития физкультуры и массового спорта. Строятся новые спортивные комплексы, за 5 лет доля населения, регулярно занимающегося спортом, выросла в три раза...
— Действительно, руководство республики целенаправленно проводит политику здорового образа жизни. Глава РМ Н.И. Меркушкин занял непримиримую и жесткую позицию против разгула преступности, в частности, незаконного оборота наркотиков, и всецело поддерживает курс на развитие массового спорта. Посмотрите, сколько спортивных объектов возведено в Мордовии, и все они востребованы. Динамично развиваются самые разные виды спорта, в республике появились олимпийские чемпионы, так что детям и подросткам, есть на кого равняться и к чему стремиться. Отсюда и снижение уровня наркотизации и детской преступности, о чем и говорит Б.В.Грызлов. И, кстати, с 2009 года в Мордовии отмечается снижение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
— Тем не менее, без работы сотрудники Управления не остаются...
— Разумеется, нет. Общероссийские тенденции не обходят Мордовию стороной. Особенно беспокоит нас дезоморфиновая наркомания. В 95% наркопритонов, прикрытых в этом году, изготавливался и употреблялся именно дезоморфин. Самое обидное, что медицинские препараты, входящие в состав этого опаснейшего наркотика, находятся в свободной продаже. И хотя они должны отпускаться из аптек в ограниченном виде — по 1-2 упаковке, практика показывает, что никаких проблем с приобретением большего количества нет. Я лично, переодевшись в гражданскую одежду, обошел несколько аптек и убедился: хочешь приобрести пять упаковок — продадут пять, хочешь десять — бери десять! После такого «рейда» мы провели совещание с представителями аптечной сети, приняли определенные меры, сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.
— Александр Иванович, по данным ФСКН России, страну просто захлестывает поток поступающего сюда афганского героина. Как складывается ситуация в Мордовии?
— Можно сказать, мы на себе ощущаем этот поток. В текущем году сотрудники Управления изъяли героина на 600% больше, нежели в прошлом. Если в 2009-м мы конфисковали 800 граммов, то в 2010-м — 8 килограммов! Конечно, в основном, это транзитные партии, не предназначенные для республики, но порой мы сталкиваемся с поставками именно для Мордовии. Наркодилеры хотят денег, и чтобы заработать их, ищут и осваивают новые рынки сбыта. А спрос найдется всегда.
— Основной поток героина поступает к нам из Средней Азии. Как Вы думаете, насколько эффективно было бы ввести визовый режим с азиатскими государствами постсоветского пространства?
— Работа по ужесточению въезда в Российскую Федерацию из стран Средней Азии ведется. По данным ФСКН России, незаконным оборотом наркотиков в нашей стране занимается множество иностранцев, которые въезжают сюда под видом трудовых мигрантов. Таких «работников» выдворяют из страны в принудительном порядке. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект по запрету въезда на территорию РФ граждан СНГ, привлеченных к ответственности за незаконный оборот наркотиков. Но для должного эффекта нужен межведомственный банк данных на лиц, причастных к наркоторговле.
— Много шума наделало уголовное дело против руководителя нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова, который лечил наркоманов, приковывая их наручниками к кровати...
— Я не знаю всех деталей уголовного дела, поэтому мне сложно оценивать эту ситуацию. Но само обстоятельство, что людей, пусть и наркозависимых, сажали на цепь, на мой взгляд, говорит не в пользу Бычкова. Нельзя оправдывать противозаконные действия благими намерениями. Неэффективным будет и принудительное лечение наркозависимых. Наркомания — это болезнь, и человек сам должен захотеть избавиться от нее. В противном случае результат если и будет, то недолгий.
— Александр Иванович, а что можно сказать об инициативе тестирования на употребление наркотиков призывников и школьников? Нашла ли воплощение эта идея?
— Тестирование призывников сейчас проводится, итоги мы подведем чуть позднее. Но могу сказать, что пока не было ни одного случая, чтобы мордовских призывников возвращали на родину из-за употребления наркотиков. Что касается школьников, то на медицинском учете несовершеннолетние не состоят. Хотя, оговорюсь, это не значит, что ученики не пробовали наркотики. Именно для того, чтобы выявить пагубную привычку на ранних этапах, мы и внедряем наркотестирование. На мой взгляд, ничего страшного в этом нет. Ежегодно учащиеся общеобразовательных учреждений проходят диспансеризацию, почему бы не расширить ее дополнительным анализом? Мы же не собираемся принимать к подросткам репрессивные меры. Наоборот, чем раньше выявим это заболевание, тем легче будет вернуть человека к нормальной жизни.
— Все понимают, что наркотики — это зло, которое ведет к неминуемой гибели. Тем не менее, спрос на них растет с каждым годом. На Ваш взгляд, какие шаги следует предпринять, чтобы профилактика наркомании стала более эффективной?
— В последние годы вопросам профилактики наркомании и правового регулирования противодействия распространению наркотиков уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровне. В сентябре 2009 года на заседании Совета Безопасности РФ, прошедшего под председательством Президента России Д.А. Медведева, сложившаяся в стране наркоситуация была признана неприемлемой. Отмечено, что в ближайшие годы от государства и общества потребуются мобилизация и консолидированные усилия по снижению наркотизации населения.
Во исполнение решений Совета, Указом Президента РФ утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2020 года, которая стала первым документом такого уровня в новейшей истории страны. Генеральная цель Стратегии — существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Неприятие наркотиков надо формировать с раннего возраста. Нужны специальные антинаркотические образовательные программы, причем для каждого возраста — своя. Наработки уже есть. Сейчас по всей стране, в том числе и у нас в республике, проводится Интернет-урок «Имею право знать!». Составлен он очень грамотно, чтобы не возбуждать у ребят излишнее любопытство и желание попробовать, а, наоборот, вырабатывать стойкий иммунитет к наркотикам.
«Известия Мордовии»