Учимся обгонять по-новому

24.11.2010 11:18

Вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения

С 20 и 21 ноября вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения и «автомобильной» главе Кодекса об административных правонарушениях. Новые поправки обязали пристегиваться всех без исключения, круглосуточно ездить с включенным ближним светом фар и уступать дорогу автомобилям, находящимся на перекрестке с круговым движением. Об этих и других изменениях журналист «ВС» расспросил начальника Госавтоинспекции МВД по РМ Александра ШЕЛУДЯКОВА.

Движение по кругу

a-sheludyakov— Внесены изменения в движение на перекрестках с круговым движением. Раньше приоритет имел въезжающий на круг, а после вступления поправок в силу «главными» стали водители, которые уже находятся на кругу — едут по нему или выезжают, но это относится только к перекресткам с круговым движением. Чтобы водители не путались, когда круг «главный», а когда нет, необходимо внимательно смотреть на установленные знаки. При въезде на круг, который является «главным», перед ним в обязательном порядке будут устанавливаться дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». По аналогичной схеме круговое движение организовано практически во всех европейских странах.

Пристегиваться придется всем

— В связи с новыми поправками в правилах всем без исключения водителям придется пристегиваться. По старым правилам не пристегиваться ремнями безопасности имели право только две категории водителей — инструкторы, обучающие вождению во время занятий, и в населенных пунктах водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску. Теперь исключений ни для кого нет.

Днем с огнем

— Постоянное использование ближнего света должно поспособствовать сокращению числа аварий. Эти поправки были приняты в целях повышения безопасности дорожного движения с учетом опыта европейских стран. С ближним светом ездят постоянно водители многих стран мира, и, как показывает практика, это приносит положительный эффект. У нас же на протяжении последних 5 лет в обязательном порядке водители днем должны включать ближний свет только при движении вне населенных пунктов. Поправки также вводят в оборот новый термин — «дневные ходовые огни», это обусловлено требованием Конвенции о дорожном движении 1968 года. «Дневными ходовыми огнями» уже комплектуется ряд автомобилей иностранного производства, которые включаются автоматически при начале движения машины.

Пешеход всегда прав

— Принятые поправки в ПДД исключают все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу. Теперь четко прописано, что водитель авто, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода.

В новой редакции ПДД также уточнена формулировка по вопросу пешеходов и машин со спецсигналами. Пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

За выезд на встречку наказание может быть альтернативным

— С 21 ноября вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают лишение прав за выезд на встречные трамвайные пути. Ответственность за это нарушение, как и за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, будет наказываться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Относительно выезда на встречную полосу теперь это нарушение дополнено штрафом в размере 5 тыс. рублей, который будет налагаться за совершение этого нарушения, зафиксированного исключительно при помощи средств автоматической видеофиксации. То есть либо штраф в 5 тыс. рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Выделяя это нарушение в отдельную норму, законодатель принял решение об установлении штрафа в размере 5 тыс. рублей в качестве альтернативного наказания. Эта мера связана с тем, что во многих городах идет изменение схем организации дорожного движения, вводится одностороннее движение на участках дорог, ранее являвшихся двухсторонними, и нарушения водителей зачастую вызваны не умыслом, а невнимательностью. Иногда человек едет знакомым маршрутом и действует, что называется, по привычке, не замечая установленные знаки, запрещающие въезд в нужном ему направлении.

Что не обгон, то опережение

— Наиболее существенной редакции подверглось понятие обгона. Теперь под обгоном понимается исключительно движение, связанное с выездом на полосу встречного движения. При этом обгон справа, по сути, теперь не запрещен, потому что при многополосном движении впредь используется термин «опережение транспортного средства» — не важно, с какой стороны. Все, что происходит в пределах одного направления движения, является опережением. В ПДД также вводится термин «препятствие», который обозначает «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. За пределами населенных пунктов водители транспортных средств тихоходов, перевозящих крупногабаритный груз или двигающихся со скоростью, не превышающей 30 км/ч, должны будут принимать как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы дать себя обогнать. Тем не менее при обгоне тихоходов все равно категорически запрещается пересекать сплошную линию разметки, поскольку это будет считаться выездом на встречную полосу.

Также, если на двухполосной дороге нет «кармана» для остановки автобуса, и, останавливаясь, он занимает всю полосу, препятствием он не является (если, конечно, автобус не остановился из-за неисправности) и, соответственно, объезд его будет считаться нарушением. Вступающие в силу поправки касаются и несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За это устанавливается наказание в виде предупреждения или штрафа в 300 рублей взамен вчерашних 100 рублей.

Запрет на разные шины

— Из описания удерживающих устройств для детей исключено слово «специальные». Устройства могут быть разными в зависимости от телосложения ребенка. Его теперь можно посадить на обычную подушку и пристегнуть ремнем — главное, чтобы он не проходил по шее.

Еще один пункт, касающийся безопасности, — новые правила установки шин. Раньше ПДД разрешали ставить разные шины: на одной оси автомобиля можно было установить шипованную резину, а на другой — нешипованную. Теперь этот пункт исключен: все шины должны быть одинаково шипованными или одинаково нешипованными на всех колесах, что сделает поведение автомобиля на скользкой дороге более стабильным.

Сотрудники ГИБДД будут наказывать нарушителей новых правил дорожного движения, которые вступили в силу с 20 ноября, исходя из конкретной ситуации. Например, если водитель не включил ближний свет фар, то ему грозит наказание в виде предупреждения или штрафа. Но, согласитесь, одно дело, если он не включил фары при ярком солнце, и совсем другое — то же нарушение в условиях тумана и сумерек. Если в первом случае инспектор может ограничиться замечанием, так как нарушение можно признать малозначительным, то во втором случае — это уже расценивается как серьезное нарушение.

В связи с изменениями в Правилах дорожного движения с 20 ноября экзамены на получение водительских прав в подразделениях ГИБДД будут проводиться по уже по новым билетам. Претерпели изменения иллюстрации к вопросам. Если раньше использовались рисунки, то в новых билетах их заменят фотографии и компьютерная графика.

При прохождении техосмотра медсправки больше не нужны

Еще одно изменение — с 27 ноября при прохождении техосмотра больше не потребуется предъявлять медицинскую справку. Такое постановление Правительства Российской Федерации вышло 13 ноября. Теперь предъявлять медсправку нужно будет лишь в трех случаях — при получении прав, при обмене водительского удостоверения по истечении срока давности (раз в десять лет) и при возврате прав после истечения срока их лишения.

В соответствии с постановлением период прохождения технического осмотра для транспортных средств и прицепов к ним для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов будет составлять 12 месяцев. Сейчас же они обязаны проходить техосмотр раз в полгода. Кроме этого, теперь при прохождении технического осмотра с владельцев авто не потребуют квитанции об уплате налога с транспортных средств, т.к. данный налог был заменен на транспортный налог, уплату которого контролируют налоговые органы.

«Вечерний Саранск»