Что делать и кто виноват, если в квартире потоп

19.11.2010 14:23

Коммунальные аварии могут застать врасплох в любую минуту. У соседей сверху прорвало трубу или кровля потекла — такая ситуация знакома многим жителям многоэтажек. Конечно, лучше иметь собственный коттедж, где таких неприятностей не случается. Но что делать — большинство жителей Саранска сегодня живут в многоэтажках.

Как правильно вести себя, если у вас в доме произошла авария, и как обезопасить себя, свое жилье и имущество?

За вентиль ответишь!

Хуже всего, когда потоп в квартирах становится причиной ссор между соседями. Не все хозяева должным образом следят за состоянием инженерных коммуникаций в своих квартирах, как этого требует Жилищный кодекс РФ.

Так, Сергей Сапунов (фамилия изменена), житель дома № 62 по улице Коммунистической, стал жертвой нерадивой соседки, которая давно не жила в своей квартире и не следила за состоянием системы водоснабжения. В этой квартире, принадлежащей Елизавете Цыганкиной, вышел из строя вентиль на трубе горячей воды. Горячий поток начал заливать нижнюю квартиру Сергея Сапунова.

— Пока воду перекрывали и искали хозяев, у меня дома море разлилось, — говорит Сергей. — А результат — изуродованные стены, вспученный линолеум и сгоревшая трансформаторная катушка в люстре. Ну, как это все восстановить?

Соседка Елизавета Цыганкина свою вину не признавала и платить за ремонт квартиры Сергея отказывалась: «А я здесь при чем, если мне краны такие ненадежные поставили?» В управляющей компании объяснили: «Работники домоуправления не могли попасть в квартиру Цыганкиной для проверки состояния системы водоснабжения из-за того, что там никто не жил, да и заявок на проведение текущего ремонта от хозяйки не поступало».

Виновных Сапунову пришлось искать через суд. В ходе разбирательства Ленинский районный суд города Саранска установил вину Елизаветы Цыганкиной в затоплении соседней квартиры. Согласно требованиям Гражданского и Жилищного кодексов РФ, она должна была следить за состоянием коммуникаций и, если возникли какие-то проблемы, своевременно обращаться в домоуправление, чего Цыганкина не сделала. Кроме того, она не представила доказательства того, что вентили, установленные в её квартире, были ненадлежащего качества.

По решению суда Елизавета Цыганкина должна выплатить своему соседу 82 тысячи 511 рублей в качестве возмещения ущерба.

Управляющие компании не выполняют свои обязанности

Жители верхних этажей дома № 18 «А» по улице Терешковой из-за протекающей крыши тревогу забили уже давно. Да вот только управляющая компания ООО «Домоуправление 24» никаких мер принимать не спешила.

Квартиру Ольги Некаевой (фамилия изменена) затопило во время дождей и весенней оттепели: крыша давно прохудилась, ливневая канализация требовала ремонта. На заявки и просьбы жильцов сделать ремонт кровли и лестничной площадки, очистить снег и наледь с крыши коммунальщики не реагировали. И это, несмотря на то, что в 2006 году домоуправление № 24 уже оказывалось в центре судебного разбирательства. Тогда его руководство обязали выполнить все необходимые работы по ремонту в доме.

Ольга Некаева была вынуждена сделать ремонт в квартире за свой счет, а потом обратилась за помощью в Ленинский районный суд города Саранска. В заявлении она указала, что управляющая компания свои обязанности по содержанию общедомового имущества не выполняет. По решению Ленинского суда домоуправление должно не только отремонтировать крышу и ливневую канализацию в доме, но еще и выплатить Ольге Некаевой 63235 рублей на ремонт квартиры.

А вот жительница Пролетарского района Юлия Быстрова (фамилия изменена) пострадала от бездействий работников домоуправления № 2. Из-за протекающей крыши в ее квартире происходили бесконечные потопы.
Юля обратилась в Пролетарский суд. Узнав об этом, представители домоуправления предложили заключить мировое соглашение, пообещав, все исправить добровольно.

Мировое соглашение было заключено, но обещанный ремонт крыши работники домоуправления до сих пор не сделали.

Дороговизна — не гарантия качества

Если квартиру затопило из-за того, что вы купили некачественные батареи, вы можете потребовать возместить затраты на ремонт и за приобретенные радиаторы.
Анна Скворцова (фамилия изменена) сделала дорогой ремонт в квартире и заменила батареи, которые приобрела в одном из магазинов. Для монтажа системы отопления до начала отопительного сезона Скворцова наняла специалистов. Ремонт радовал до поры до времени, но как только в квартиру дали тепло, под давлением горячей воды новые батареи «потекли»: полы из дорогого пробкового материала были безнадежно испорчены. Анна обращалась в организацию, где нанимала рабочих, с претензией, но она так и не была удовлетворена. Тогда Скворцова написала исковое заявление в Ленинский суд.

Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, авария произошла не по вине работников, смонтировавших систему, а из-за неисправности радиаторов и комплектующих к ним, которые были куплены в магазине. Экспертиза показала — заглушка и прокладка переходника, да и сам переходник были не сертифицированы.

Суд вынес решение в пользу хозяйки квартиры, обязав хозяина магазина выплатить ей 100463 рубля в качестве материального ущерба.

Акт — веский аргумент в суде

Как же правильно вести себя, если вашу квартиру затопило? Как сообщили «ИМ» в управлении городского хозяйства, как только собственники и наниматели обнаружили в квартире или доме лопнувшую батарею отопления, нужно немедленно сообщить в аварийную службу домоуправления, либо в единую диспетчерскую службу города. При заливе квартиры должен быть составлен акт технической экспертизы, в котором указывается причина залива и объем повреждений. Акт должен быть подписан представителями управляющей компании (или председателем ТСЖ), потерпевшими, виновниками ЧП. Если дом передан в управление управляющей компании, то составлять этот документ должен мастер домоуправления, если домом управляет само ТСЖ, то сделать это предстоит председателю товарищества. Если виновники «потопа» не согласятся выплачивать ущерб добровольно, то именно акт о затоплении обязательно потребуется вам при обращении в суд и может стать веским аргументом в разговоре с соседями.

А что же страховка?

Страховые агенты предлагают нам обезопасить себя от материальных потерь и лишней нервотрепки, застраховав свое имущество. У специалистов свои расчеты, и для того, чтобы выяснить, сколько же это будет стоить, мы обратились к агенту одной из страховых компаний.

— Страхование двухкомнатной квартиры в 57 квадратных метров в доме, который сдан три-четыре года назад, обойдется в 1163 рубля. Если возникнет страховой случай, вам выплатят 193 тысячи рублей, — рассказала агент. Страховая премия и взнос зависят от износа квартиры, от уровня ремонта.

Но, как выяснилось, в такую сумму вам обойдется страхование только отделки. Чтобы застраховать в этой квартире еще и имущество, придется заплатить еще более тысячи рублей, тогда вам возместят еще 171 тысячу. В общей сложности получается более двух тысяч в год!

«В случае пожара или потопа к вам придет эксперт страховой компании, чтобы определить сумму ущерба. В течение десяти дней вам выплатят страховку», — пояснила специалист.

Но как показывает практика, все не так просто, как нам рассказывают. У страховщиков есть много своих «но»... Если в первый раз вам уже выплатили страховую сумму, то во второй раз без определенных сложностей получить деньги не удастся. Не исключено разбирательство со страхователем в суде. А если потоп произошел из-за того, что соседи забыли закрыть кран с водой, вы опять же можете искать виновных через суд.

«Известия Мордовии»