Правительство уходит в сеть

10.11.2010 11:36

О так называемом «электронном правительстве» сегодня говорят часто и повсеместно. «ВС» попытался выяснить, на каком этапе сейчас находится процесс информатизации органов государственной и муниципальной власти и как активно мордовское чиновничество погружается в виртуальную реальность.

Технологии сближают

Сразу оговоримся: «электронное правительство» отнюдь не какой-то сверхмощный чудо-компьютер, способный руководить целым государством или отдельными его частями. И даже не дублер привычного кабинета министров, помогающий ему выполнять свои функции. А всего лишь такая форма организации деятельности органов власти, где поставленные цели и задачи достигаются посредством широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Причем происходит это как в самой системе служебного документооборота, так и при оказании услуг населению и бизнесу.
Первый видимый элемент «Электронного правительства» — уже достаточно широко известный Единый федеральный портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru — введен в эксплуатацию еще в декабре 2009-го. В принципе он является именно порталом, то есть точкой входа в систему оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Попав на него, пользователь может обратиться к интересующей его услуге, выбрав либо ведомство, которое ее оказывает, либо ту или иную жизненную ситуацию.

В настоящее время услуги Единого федерального портала носят в основном информационно-справочный характер. Сведения, которые может почерпнуть человек, по большей части сводятся к изучению перечня требуемых документов, распорядка работы конкретного учреждения, распечатке бланков подаваемых заявлений. То есть реализованы первые два этапа оказания госуслуг в электронном виде (согласно принятым международным стандартам). В дальнейшем, после принятии на федеральном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, появится возможность отправлять электронное заявление на услугу и прикреплять к нему электронные копии необходимых документов. Такие запросы, что примечательно, станут носить уже юридически значимый характер. Их статус будет постоянно отслеживаться, поэтому чиновнику при всем желании не удастся отложить рассмотрение дела в долгий ящик либо вовсе заявить, будто никаких материалов он и в глаза не видел.

Для получения конкретной услуги гражданину необходимо пройти процедуру регистрации на портале, чтобы открыть и получить доступ в свой «личный кабинет» — конечно же, виртуальный. На первый взгляд, данная процедура может показаться длинной и утомительной, поскольку требует ввода личных данных человека и ожидания почтового письма от Национального оператора электронного правительства ОАО «Ростелеком».

Однако эти трудности имеют логическое объяснение (чем опасна утечка персональных сведений, знают, вероятно, все). Чего, увы, не скажешь о мытарствах при оформлении заявлений. Дабы воспользоваться уже предоставляемыми ныне услугами, следует запастись терпением и быть готовым к тому, что компьютер начнет периодически зависать и выдавать довольно странные рекомендации. В случае ошибки всю процедуру придется пройти заново. Просто загрузить заполненное по шаблону заявление (их образцы, бланки можно скачать с портала) тоже не получится — на экране появится сообщение о допущенной погрешности.

Здесь многим наверняка покажется, что овчинка явно не стоит выделки, то бишь усилий, затраченных на регистрацию и подачу электронных заявок. Оно как бы верно, но с одной очень существенной оговоркой. Практически всем подразделениям федеральных служб рекомендовано вне очереди принимать такие документы. Иными словами, заявитель сам волен решать, когда ему удобно прийти на прием, а равно — быть уверенным в том, что его просьбы рассмотрят в установленный законом срок и без промедления дадут ответ.

От простого к сложному

В Мордовии главным окном в мир государственных и муниципальных услуг с недавних пор стал портал gosuslugi.e-mordovia.ru. Сейчас он работает в тестовом режиме и ориентирован преимущественно на предоставлении справочной информации из республиканского реестра государственных и муниципальных услуг (всего 84 наименования). Остальные сервисы планируется внедрить по мере того, как будет выработана единая стратегия порталов и понятна схема их взаимодействия.

— В противном случае мы рискуем выбросить деньги на ветер, — предостерегает заместитель министра науки, информатизации и новых технологий Мордовии Михаил Коротин. — Ведь логика подсказывает, что федеральный и региональные ресурсы должны работать в одной связке. Тогда и гражданам не придется заводить несколько «личных кабинетов», и сопровождение услуг будет идти централизованно, и вероятность утечки персональных данных заметно снижается. Наконец, это просто удобно — человек запоминает только единый адрес, логин, пароль и свободно получает услуги хоть в своем родном районе, городе, республике, хоть в Москве или на Камчатке. Но пока, к сожалению, нет типовых решений, в равной степени отвечающих интересам федеральной и региональных властей, муниципалитетов, бизнеса, граждан.

Кстати, именно по означенным причинам Мордовия долгое время неизменно занимала не самые лучшие места в различных рейтингах создания элементов «электронного правительства». На поверку, правда, выяснилось, что сие отставание является весьма и весьма условным. Когда иные регионы бодро рапортовали о развернутых сервисах, широте охвата ими населения, республика искала оптимальные варианты их функционирования. Как итог на сегодняшний день, по результатам октябрьского рейтинга электронного Интернет-журнала «Госменеджмент», она уверенно входит в первую тридцатку субъектов, активно внедряющих услуги «электронного правительства».

Достучаться до власти

Почти одновременно с открытием портала госуслуг в многофункциональном центре Саранска появился первый городской информационный киоск. В принципе сервисы решают одинаковые задачи и являются звеньями одной цепи. С той лишь разницей, что инфомат более рассчитан на людей, слабо разбирающихся в компьютерах либо не имеющих доступа во Всемирную сеть. В остальном же через него все так же можно ознакомиться с перечнем документов, узнать, в какое учреждение следует обратиться, а в перспективе — еще и заказать интересующую услугу.

Новинка, как утверждается, оказалась настолько востребованной, что возник вопрос о приобретении еще одного электронного киоска, а возможно, даже нескольких. В начале следующего года их предполагается установить в некоторых ведомствах, учреждениях и публичных местах. В районах же республики, скорее всего, будут организованы так называемые центры общественного доступа. Предположительно на базе существующих отделений почтовой связи.

Очень серьезный качественный скачок совершила Мордовия и в деле создания центра телефонного обслуживания. Загвоздка состояла в том, что для его строительства, оснащения требовались немалые средства. Да и затраты, связанные с набором персонала, обучением сотрудников, тоже влетали в копеечку. Решение подсказали бизнес-структуры, предложившие открыть информационно-справочную службу по вопросам оказания госуслуг на базе уже существующего call-центра ОАО «ВолгаТелеком». С 1 октября текущего года контакт-центр приступил к работе в тестовом режиме. Его номер — 070.

— В данном случае можно вести речь о полноправном частно-государственном партнерстве, — полагает Михаил Коротин. — Здесь каждая сторона решает свои задачи, но интересы их во многом совпадают. Сейчас важно наладить контакт с населением, широко используя информационное наполнение Республиканского портала государственных и муниципальных услуг. И что не менее важно, обучить жителей нашей республики пользоваться электронными сервисами и ориентироваться в созданном информационном пространстве. Ведь не секрет, что многие граждане, попав в ту или иную жизненную ситуацию, элементарно теряются, не знают, к кому обратиться, и какие льготы, выплаты им положены. Call-центр — это скорая помощь для них, советчик и гид по государственным и муниципальным услугам.

Электронный переворот

В разной степени все перечисленные выше элементы остаются видимыми, публичными. Хотя у «электронного правительства» есть и обратная сторона. Имя ей — электронный документооборот.

Сделано в этом направлении, надо сказать, уже немало. Главное — создана и активно развивается государственная магистраль связи (являющаяся, кстати, собственностью Республики Мордовия). Она объединяет практически все комплексы правительственных зданий, министерства, ведомства и даже Администрацию г. Саранска. Эта магистраль не только обеспечивает информационное взаимодействие органов власти, работу систем межведомственного взаимодействия, электронного документооборота, но и позволяет гражданам через сеть Интернет получить доступ к открытой информации, в том числе к официальному сайту e-mordovia.ru и порталу госуслуг.

На стадии готовности DATA-центр, где будет обрабатываться вся поступающая служебная информация с автоматизированных рабочих мест чиновников, то есть с точек доступа, оборудованных в ведомствах.
Так что же, неужели мы стоим на пороге технологической революции в недрах госаппарата и для ее начала необходимо волевое решение свыше?

— Данная работа требует планомерного, основательного подхода, без резких скачков и необоснованного топтания на месте, — убежден Михаил Коротин. — Переход на межведомственный электронный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие будет проходить поэтапно. Первыми уже к концу нынешнего года система объединит три ведомства — Аппарат Правительства республики, Министерство экономики, Министерство науки, информатизации и новых технологий. Выбор на них пал не случайно. Мининформнауки несет прямую ответственность за реализацию проекта, а Аппарат Правительства и Минэкономики активно взаимодействуют между собой при подготовке нормативно-правовых актов. Затем к системе подключится ряд других ведомств. В Минсоцзащиты, например, уже в течение нескольких лет функционирует информационная система «Электронный социальный регистр населения РМ», позволяющая автоматизировать и электронизировать госуслуги в социальной сфере.

У Минздрава есть проект «электронная регистратура», у Минкультуры — «электронная библиотека» и «электронный архив». Не останется в стороне и Минфин, курирующий весь бюджетный процесс в республике. Ну а впоследствии очередь дойдет и до других министерств и ведомств, администраций городов и районов. Существенных сбоев в их работе возникнуть не должно. При электронном взаимодействии и документообороте будет использоваться информация, находящаяся в Региональном фрагменте системы поддержки принятия решений — ГАС-Управление, который уже развернут и работает в режиме опытной эксплуатации.

Ну и напоследок — о стоимости проводимых мероприятий. Первый этап внедрения межведомственного электронного документооборота оценивается… всего-то в 1 миллион рублей. В целом же в 2010г. в соответствии с Республиканской целевой программой «Формирование информационного общества в РМ до 2015 года» на развитие информационного общества, а именно на информатизацию социальной сферы, образования, медицины, культуры, государственного управления, бюджетом республики предусмотрено 67 миллионов рублей. Что, надо полагать, является существенным вкладом региона в решение задач построения информационного общества, поставленных Президентом России Дмитрием Медведевым.

«Вечерний Саранск»