Виктор Вержбицкий: Тимур Бекмамбетов — мой крестный отец в кино

10.11.2010 11:45

Известный актер откровенно рассказал об «узбекской мафии», злодеях и тайных планах

У актера Виктора Вержбицкого — более 60 ролей в кино. Но самую большую славу ему принесли уже ставшие легендарными фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор», где он сыграл предводителя темных сил Завулона. И даже в 2006 году получил за эту роль кинонаграду МTV как «Лучший кинозлодей года». А вот в вышедшем недавно на экраны фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» Виктор Александрович сыграл положительную роль — Святозара, который был правой рукой князя Ярослава.

v-verjbitskiyВержбицкий редко общается с журналистами, о личном говорить не любит (ограничивается сухим: «Да, я женат!»). Но на остальные наши вопросы ответил достаточно охотно.

Исторические роли

— Вы часто снимаетесь в исторических фильмах. Сами выбираете такие?
— Я на самом деле очень люблю работать в исторических фильмах. В этом случае всегда у тебя есть материал, который ты можешь посмотреть — не сочинить, не додумать, а именно изучить. Есть документы, есть какие-то летописи, былины... Когда мы работали над фильмом «Ярослав. Тысячу лет назад», мне очень понравились декорации. Я бы даже не назвал это декорацией — был выстроен целый город из настоящего дерева, из срубленных в лесу бревен. И когда я входил — не в павильон и не в декорацию, а в избу, в хоромы, — это преобразовывало меня. Тут настоящий дом, настоящая утварь, настоящий костюм, латы, кольчуга… Когда попадаешь в эту обстановку, то поневоле чувствуешь себя по-другому. Ты даже по-другому двигаешься — потому что на тебя надето восемь килограммов железа. То же самое касается и речи: в любом историческом фильме она облагораживается, становится культурной. И это очень помогает.

— А какие еще ваши исторические роли вам запомнились?
— Мне понравилась работа в документальной драме «Осведомленный источник в Москве» — об известном журналисте-международнике Викторе Луи, который работал в советское время. Это, правда, не очень далекая история — советский период. Я его лучше знаю — я в нем жил...

«Узбекская мафия»

— Вы родом из Ташкента. Часто бываете у себя на родине?
— Достаточно часто — раз в два года. Например, в прошлом году был в августе. Потом приехал — и снимался сначала у одного своего земляка, у Димы Коробкина в «Ярославе», потом у другого — Рауфа Кубаева в восьмисерийном телефильме «Сорок третий номер», он уже скоро должен выйти в эфир. И еще у третьего земляка — у Тимура Бекмамбетова в его проекте «Новый год шагает по стране». Кстати, на съемках «Ярослава» не только режиссер был из Узбекистана, но и в операторской, и в осветительской группе оказалось много наших земляков.

— Прямо какая-то "узбекская мафия«…
— Совершенно верно — «узбекская мафия». Когда к тебе обращается твой земляк, то ему очень трудно отказать. Надо друг друга поддерживать. Я даже решил прямо на съемочной площадке все это как-то особо отметить. Закупил на ярославском рынке баранину, специи, рис, и мы там готовили плов. Было очень вкусно и душевно…

— С Тимуром Бекмамбетовым тоже работаете по принципу: «потому что земляки»?
— Не только. У нас с ним давняя дружба — уже почти 30-летняя. Мы с ним вместе учились. И я в каждом его фильме занят — это уже традиции, их нарушать нельзя. И потом, он отчасти мой «крестный папа» в российском кинематографе. Мы вместе с ним начинали — с банка «Империал», с рекламных роликов…

— Съемки в рекламе были началом вашей кинокарьеры?
— В Москве — да. Это было начало 90-х. Мы все были «рекламными пионерами»: и Филипп Янковский, и Федор Бондарчук, и Тимур Бекмамбетов, и Тигран Кеосаян. Все с нее начинали, пока было безвременье — страна становилась на ноги... И я ничего в этом предосудительного не вижу. Все, как могли, старались зарабатывать деньги — надо же было на что-то жить, а кино тогда почти не снимали…

Непредсказуемый успех

— Помимо работы в кино, у вас есть много театральных ролей. Где труднее?
— Трудность в кино в том, что нельзя предугадать зрительскую реакцию. В театре спектакль может состояться только тогда, когда в зале появится зритель. Мы репетируем три месяца, устраиваем прогоны. И когда появляется зритель — спектакль приобретает совершенно другое звучание. Зритель становится как бы участником спектакля. И только тогда понятно: успех это или провал. Это в театре. А в кино ты этого не знаешь, ты даже не понимаешь: нравится оно зрителю или нет — ты не видишь его реакции.

— Неужели с «Ночным дозором» было так же: вы не знали, что он вызовет такой ажиотаж?
— Никто из нас не предполагал, что у «Дозоров» будет такой успех. Мы там тоже были пионерами — все пробовали, искали, говорили: «А давай попробуем так. Или вот так? А что получится, если снять вот так?». И, кстати, если бы не было такого интереса к первой части, то не появилась бы вторая... В кино нужно только очень хорошо знать, чего ты хочешь, знать материал и с чувством и честно всю свою работу делать. Вот только это. Мы сегодня, например, снимаем фильм, а завтра изменится политическая обстановка — и он может оказаться никому не нужным: он уже неактуален! У нас время сейчас такое — активное, быстрое. Поэтому нужно снимать о вечном — о темах, которые будут смотреться и в разруху, и на пиру, и в трауре, и при победах, и при поражениях. Тут ничего просчитать, как в математике, нельзя…

Положительные роли

— В вашей фильмографии немало отрицательных персонажей — вы даже приз главного кинозлодея получили. А вам лично кого больше нравится играть: злодеев или положительных героев?
— Я не делю свои роли по принципу: этот герой хороший, а этот плохой. Я их оцениваю исключительно по тому, насколько они могут быть интересны зрителю. Насколько я смогу ту или иную роль сделать разнообразной, объемной, насколько там позволительны эти преобразования… Если я чувствую, что там есть простор для творчества, то я иду на эту работу. Еще мне очень важна компания, в которой то или иное кино делается. Когда люди говорят на одном языке, когда они доверяют друг другу — вот тогда рождается нечто интересное... Я никогда не рассматриваю свои роли с точки зрения: положительный это персонаж или отрицательный.

— А какие ваши фильмы и роли нравятся вам больше всего?
— Мне очень нравятся «Турецкий гамбит» и фильм «12». Я очень доволен и этими работами, и встречами, которые произошли при создании и того, и другого фильма. И еще мне нравится персонаж Виктор Луи из «Осведомленного источника в Москве» — про него мы уже сегодня с вами говорили…

Взять паузу

— Какие планы у вас на ближайшее время и на будущий год?
— Я ничего не загадываю. Конкретно сейчас — хочу отдохнуть от кино, от театра. Планирую взять паузу. Может быть, поеду путешествовать по разным странам...

— Вы так сильно устали от кино?
— Мне нужен какой-то период реабилитации, момент паузы. Я не скажу, что у меня творческий кризис. Но из того, что предлагают, это все одно и то же, а повторяться не хочется. И вот на сегодняшний день от всех киношных предложений я отказался. Да и в театре тоже что-то новое надо начать. Ты много тратишь, отдаешь часть себя, а потом у тебя уже нет сил, чтобы выразить все свои чувства и эмоции. Сейчас мне хочется походить по музеям, концертам, почитать новые книги. В любом случае у актера — достаточно узкое пространство. А надо, чтобы оно было шире. Нужно выйти из этого бесконечного круга: кино — театр — кино — театр — съемки — спектакли — репетиции... Некогда и негде приобрести что-то для себя в эмоциональном плане, чтобы выйти на какой-то качественное новый уровень. Так что в ближайших планах у меня — только отдых!

«Вечерний Саранск»