Ярослав Мудрый: «В единстве наша сила!»

03.11.2010 12:23

Вышедший недавно в широкий прокат фильм «Ярослав. Тысячу лет назад» снимался к 1000-летию основания древнейшего русского града Ярославля. Собственно, об этом и повествует картина режиссёра Дмитрия Коробкина.

Чтобы прикрыть подступы к Великому Ростову, на землях, изначально принадлежавших лесным угро-финским народам, князь Ярослав заложил город-крепость, впоследствии названный его именем.

Согласно легенде, Ярослав убил секирой медведицу, которую местные жители считали священной, и на месте их неравной схватки приказал срубить крепость.

Итак, действие разворачивается в 1010 году. В одном из походов Ярослав со своей дружиной, состоявшей преимущественно из варягов, спасает от гибели язычницу Райду, девушку из скрытного, но мирного племени «медведей». Понимая, что ему подвернулся верный шанс для заключения союза, князь собирается вернуть случайную пленницу домой, но сам становится пленником финно-угорских «лесных людей»...

С одной стороны, исторические сюжеты, безусловно, выигрышные, так как роскошные старинные костюмы, беспощадные поединки, масштабные битвы выглядят впечатляюще и привлекают зрителей в кинотеатры. С другой — картины данного жанра порой служат чем-то вроде наглядных пособий, и это вполне достойная миссия. Ведь многие после окончания школы перестают читать серьезную историческую литературу, но с удовольствием смотрят ленты о знаменитых людях прошлого. К примеру, благодаря сериалу «Михайло Ломоносов» немало зрителей узнали о жизни великого русского ученого и, вероятно, именно после просмотра этого фильма заинтересовались Ломоносовым и его эпохой...

При этом вольная экранизация легенды, разумеется, не является достоверным архивным источником. Да и с художественной точки зрения к постановщикам есть немало претензий. Но несмотря на шаблонность всей разворачивающейся на экране истории, снятая Дмитрием Коробкиным картина все же не производит тягостного впечатления. Скорее, наоборот, по мере развития сюжет становится все более интересным. Радует и постановка боев.

Да и актёрские работы вполне достойны. Даже во второплановых ролях Святозара и Чурилы блистают Виктор Вержбицкий и Валерий Золотухин. Безупречно хорош Алексей Кравченко в роли колоритного варяга Харольда.

Харизматично сильный образ князя Ярослава создал артист Таллиннского Русского театра Александр Ивашкевич, в совершенстве владеющий мастерством боевого искусства на мечах и различными каскадерскими трюками. (Кстати, саранской публике он, кроме того, знаком ещё по Международному фестивалю «Соотечественники»).

Авторы могут возразить: за тысячу лет мало что изменилось по существу, только вот, увы, такие мощные политики, как Ярослав Мудрый, редко возникают на горизонте истории. Конечно, тем отраднее, что сейчас проснулся интерес к историческому прошлому нашего родного Отечества. И кинематографисты берутся за экранизацию, признаем, довольно непростого материала, а не штампуют очередной бандитский экшн.

А главное, в финале картины ростовский князь обращается к «медведям», объясняя важность объединения русичей с вольными финно-угоскими народами, дабы общими силами противостоять захватчикам-поработителям и создавать сильное, независимое государство. Действительно, тысячелетняя история неоднократно подтверждает, что именно в силе и единстве наша сила!

«Известия Мордовии»