Под сокращение попадут двести тысяч учителей

29.10.2010 17:45

Уполномоченный по правам человека в Мордовии в интервью «ВС» высказал свое мнение относительно грядущих перемен в системе образования

С 1 января 2011 года в России вступит в действие новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В народе его называют много проще — «Закон о платном образовании». Пик обсуждений этого закона в прессе пришелся на весну этого года. Однако и сейчас разговоры о несвоевременности нововведения не утихают. В последнее время свою озабоченность по этому поводу все чаще высказывают правозащитники. Чтобы понять, чего именно они опасаются, корреспондент «ВС» встретился с Уполномоченным по правам человека в РМ Юрием ЯСТРЕБЦЕВЫМ.

«Нам грозит расслоение общества»

y-yastrebcev— Юрий Алексеевич, свое мнение по поводу нового закона высказали, кажется, все, кому не лень. Учителя говорят одно, родители — другое, чиновники — третье. Но правозащитников слышать пока не приходилось. Откуда взялась такая активность со стороны ваших коллег?
— Некоторое время назад мы готовили спецдоклад по образовательным учреждениям. В ходе подготовки этого доклада мы столкнулись с тем, что в учреждениях, которые на тот момент уже являлись автономными, существует очень много проблем. И тут вдруг принимается этот закон, который вступает в силу с 1 января 2011 года. В образовательных учреждениях уже началась соответствующая проработка. И сейчас сложилась такая ситуация, когда закон вот-вот вступит в силу, но для его мало-мальски нормального функционирования необходимо внести изменения еще как минимум в тридцать различных законов. А этого на сегодняшний день нет. И мы пока даже представить не можем, к чему идем. Проще говоря, на сегодняшний день отсутствует всесторонняя проработка этого правового поля. В то же время сам закон уже воспринят как руководство к действию.

— К чему, по вашему мнению, это ведет наше общество?
— В первую очередь — к расслоению. Ведь заработная плата у всех разная. И семейный бюджет тоже. А дети в школах должны иметь равные возможности. Но этого нет даже сейчас. А когда вступит в силу новый закон, расслоение будет бросаться в глаза. И все потому, что законы у нас в стране зачастую принимаются без должного анализа ситуации. Это хорошо видно на примере реформирования уголовно-исполнительной системы. К примеру, не так давно в России появилась новая форма наказания — ограничение свободы. На сегодняшний день в России шесть тысяч человек приговорены к этой мере. Но правовой акт Минюста, разъясняющий, как следует осуществлять контроль за такими людьми, вышел совсем недавно. Получается, что мы все время бежим впереди паровоза. Сначала принимаем закон, а только потом думаем, как он будет работать, как следует его исполнять. Всерьез опасаюсь, что похожая ситуация может произойти и в случае с образованием. Но «заложниками» здесь будут дети. Собственно, именно поэтому Уполномоченный по правам человека в России и озабочен данной проблемой и просит граждан, которые сталкиваются с этим, не бояться высказывать свое мнение. К примеру, в проект нового закона «Об образовании» после его опубликования было внесено более трехсот поправок. А закон о правовом положении государственных (муниципальных) учреждений принят быстро и без учета мнения людей.

«Подходы должны меняться в пользу человека»

— По мнению многих, расслоение общества на богатых и очень бедных далеко не единственный недостаток нового закона. Помимо этого российской образовательной системе предстоит пережить настоящее кадровое потрясение.
— Серьезные перемены в настоящее время переживают МВД и уголовно-исполнительная система. Теперь ожидают потрясений системы образования, здравоохранения, культуры. А практически любая реформа неосуществима без секвестирования кадров. Уже известно, что в рамках реформирования образовательной системы страны будут сокращены двести тысяч учителей. Но почему никто не подумал о том, где окажутся эти люди?! Мы специально интересовались, смогли ли трудоустроиться педагоги, потерявшие работу в результате сокращения малокомплектных школ. Так вот, нам никто не смог ответить, нашли они работу или нет. В случае с новым законом нас ждет примерно такая же ситуация, только в куда большем масштабе. По нашему мнению, прежде чем принимать этот закон, следовало бы подумать, прежде всего, об этих людях. Ведь человеку, всю жизнь проработавшему в школе, очень трудно впоследствии трудоустроиться в другой сфере.

— Есть и еще один момент: пойдут ли нынешние преобразования на пользу образовательной системе страны? Повысится ли в результате реформы качество образования либо это будет реформа ради реформы?
— Это действительно очень больной вопрос. Войдет ли тот набор предметов, который сейчас существует, в обязательный пакет, предоставляемый государством? Или школы будут бесплатно учить только писать и читать, а за все остальное нужно будет платить? Хочется понять, собирается наше государство готовить грамотного гражданина? Этот вопрос я задаю не столько как Уполномоченный по правам человека, сколько как гражданин России.

— А ведь неизвестно, что будет, к примеру, лет через десять…
— Важно понимать, что время изменилось. Мы на двадцать лет вперед ушли от советской системы образования. И очевидно, что подходы должны меняться. Но меняться они должны в пользу человека. И в соответствии с Конституцией нашей страны. А у нас, к сожалению, очень часто бывает так, что принимаемые нормативные акты вступают в противоречие с основным законом. В Конституции четко прописано право гражданина России на образование. Оно должно быть доступным. Представьте ситуацию, когда у родителей ребенка нет средств на оплату дополнительных образовательных услуг. Как таким детям развивать свой потенциал? Проще говоря, от подходов в данном случае зависит очень многое, если не все.

— Ну и какой вывод можно сделать из всего этого? Что нам необходимо сделать, чтобы исключить такие противоречия?
— Для того чтобы любая система заработала, необходимо проводить эксперименты. Но проводить их необходимо на правовой базе. Прежде всего, должна быть хорошая проработка вопроса. Если этого не будет, а будет только указание сверху, что это нужно делать вот так, то ничего хорошего не получится. Прежде чем принимать тот или иной закон, необходимо ответить на несколько вопросов, главный из которых — «Созрело ли наше общество для таких реформ?».

«Уровень правосознания людей очень невысок»

— Можно сейчас хотя бы предположить, чем обернется вступление в силу нового закона именно для Мордовии?
— Мы россияне, и рассматривать эту ситуацию в местном варианте, на мой взгляд, неправильно.

— Но нельзя же равнять Мордовию с Москвой.
— По развитию, по уровню доходов населения, конечно, ни о каком равенстве речи не идет. Мордовия — это в первую очередь национальная республика, имеющая свои особенности. А значит, возникает целый ряд дополнительных факторов, которые нельзя не учитывать. Нельзя допустить того, чтобы дети забыли свою национальную культуру, свою самобытность. А на все это нужны средства. Буквально на днях мне звонили из рузаевского села Ключарево. Там ликвидируют школу. А что такое школа для небольшого населенного пункта?! Это в первую очередь очаг культуры. Что получается в итоге: учителя теряют работу, дети — место учебы и вынуждены ездить в соседние села или в райцентр. А ведь ребенок, который с самого детства привык к переездам, вряд ли останется жить в родном селе. Придет время, и он просто уедет. Когда я поинтересовался у этой женщины, обращалась ли она в какие-либо инстанции за помощью, она ответила утвердительно, но вследствие воспитанности не решилась повторить грубые слова, которые употребил в разговоре с ней чиновник.

— Проблем с ликвидацией малокомплектных школ действительно хватает.
— Да, потому что малокомплектные школы зачастую ликвидируют, даже не просчитав последствий этого. В том числе и экономических. Приведу пример. В Саратовской области люди смогли отстоять малокомплектную школу, подсчитав, что ежедневная перевозка детей обойдется дороже, чем содержание учебного заведения в своем населенном пункте. В упомянутом спецдокладе мы говорим об этом, но реакции соответствующих руководителей пока не последовало. Есть и еще один момент. Согласно законодательству решение о ликвидации малокомплектных школ должно приниматься только после схода жителей населенного пункта. У нас же зачастую людей просто ставят перед фактом.

— А люди просто боятся отстаивать свои права?
— К сожалению, да. Не зная всех процедур решения вопросов, трудно добиться от чиновников выполнения ими своих обязанностей.

— Все это так, но закон, увы, уже принят. И людей сейчас мучает один извечный русский вопрос: «Что делать, если денег на образование ребенка не будет хватать?».
— Скажу одно: пока мы не увидим весь блок законов, этот закон не должен вступать в силу. Это мое мнение как государственного правозащитника.

«Вечерний Саранск»