ЕГЭ для учителей

28.10.2010 12:06

С 1 января 2011 года аттестация на квалификационную категорию, которую школьные учителя должны проходить раз в пять лет, будет проводиться в новом порядке. Этот вопрос был особо заострен на прошедшей вчера коллегии Министерства образования РМ и вызвал бурное обсуждение членов коллегии. Тем более что некоторые учителя Мордовии уже опробовали новую систему.

Оценка, выставляемая учителю по итогам этого экзамена, имеет комплексный характер. Вместе с портфолио личных достижений, которое педагог предоставляет в аттестационную комиссию, учитываются итоги тестирования, которое предстоит пройти учителю. В этом-то и состоит суть нововведения.

Первая часть тестирования оценивает владение информационно-компьютерными технологиями и, соответственно, умение использовать их на уроке. С вопросами можно заранее ознакомиться на сайте центра, разработавшего эту программу. На экзамене путем случайной выборки учителю выпадут 30 из 100 вопросов. Чтобы результат был зачтен как положительный, достаточно правильно ответить на 18 вопросов. Но суммируемая оценка — это не «зачет» или «незачет», а «тройки», «четверки» и «пятерки». И низкую оценку можно пересдать. Как рассказала директор республиканского Центра мониторинга и оценки качества образования Л.А. Грунюшкина, два директора школ, получившие «тройки», взяв два дня на подготовку, пришли и пересдали ИКТ на «пять».

А вторая часть — это предметное тестирование. Для учителей, преподающих предметы, по которым школьники сдают ЕГЭ, тоже будет проходить в форме ЕГЭ. Заранее узнать эти задания возможности не будет. Впрочем, как и у школьников.

Вот где развернулись жаркие дискуссии! 70% решенных заданий — это много и мало для того, чтобы засчитать результат как положительный? Оставить для учителей только задания части А и В (базовой и повышенной сложности), как предусматривал первоначальный вариант проекта, или дополнить их заданиями части С (предполагают развернутый ответ)? И в целом, если новая система усложнит прохождение аттестации — это во зло или во благо? Представители районов и сотрудники министерства искали ответы вместе.

Впрочем, в конечном мнении педагогический актив был един: если экзамен на высшую квалификационную категорию сдадут не все, это и будет объективной оценкой педагогического труда. Сомнения вызовет, скорее, та школа, где 100% учителей имеют высшую категорию...

Итак, новый проект предусматривает ЕГЭ для учителей с заданиями А, В и С. Чтобы заработать «пятерку», набрать 100 баллов из 100 не требуется. Проходной балл — 70. Все, что ниже — это, если использовать школьные же категории, «неуд». 95 — уже «отлично».
Особенность новой системы аттестации еще в том, что учитель, ранее работавший по высшей категории и не сдавший в этот раз на «вышку», вновь может подавать заявление только на первую категорию. И лишь проработав по первой категории два года, он имеет право вновь подать заявление и сдавать экзамен на высшую.

Еще одна актуальная тема, которую обсудили на коллегии, — переход на новые образовательные стандарты. Это одно из направлений реализации программы «Наша новая школа». Переход на стандарты второго поколения по всей России запланирован с 1 сентября 2011 года. Однако в Мордовии уже начат постепенный переход на новые стандарты. В пилотном проекте задействовано 13 школ, 30 классов, в которых обучаются 760 первоклассников, и 30 учителей, прошедших специальную переподготовку.

— Принципиальное отличие новых стандартов в том, что предусматривается большая внеаудиторная занятость учеников — 10 часов в неделю, — отметила заместитель министра образования РМ Е.П. Солдатова. — Современная система образования нацелена не только на знания, умения, навыки по конкретной дисциплине, но и умение применять их в повседневной жизни. Однако пока мы видим, что наши школы не готовы к такой работе. У нас нет специалистов, умеющих грамотно распределить часы внеаудиторной нагрузки, предложить интересные виды деятельности для учеников.

«Известия Мордовии»