«Вейсэ Jazz-2010»: финно-угорский зачин и фанк-рэп на стихи Пушкина

27.10.2010 14:00

Феликс Лахути.За девять лет существования «Вейсэ Jazz» в Саранске у нас уже выросло целое поколение ценителей этого музыкального искусства, не считая давних поклонников свинга, бибопа, фьюжн, мейнстрима и др. Так что два вечера в огромном зале Республиканского дворца культуры был аншлаг. Хотя фестиваль на сей раз пришёлся на разгар рабочей недели.

Тон IX международному фестивалю «Вейсэ Jazz-2010» на правах хозяина задал Биг-бэнд «Саранск», презентовавший небольшой «кусочек» из своей новой программы, основанной на этнической музыке финно-угорских народов. Впрочем, в фольклорном венке под дирижерским взмахом автора джаз-аранжировок, художественного руководителя биг-бэнда Александра Курина органично переплелись не только темы мордовской песни и карельского танца, но и старинной чувашской (а это, между прочим, уже тюркские мотивы) рекрутской баллады с остроумным вкраплением разухабистого французского канкана...

Дебютировавший в роли ведущего нашего саранского фестиваля заслуженный артист РФ Даниил Крамер (он, к слову, первый в России джазовый профессор Московской консерватории) не переставал восхищаться:

— Какое отличное название — «Вейсэ Jazz»! «Вейсэ» — значит, «все, вместе». Действительно, джаз при всей своей самобытности по-настоящему бесконечно интернационален и безгранично разнообразен в стилистическом, жанровом и т.д. отношении.

И фестивальная палитра «Вейсэ Jazz-2010» оказалась насыщена различными оттенками музыкальных красок.

Американские баллады и русский романс

Ветеран отечественного джаза народный артист России гитарист Алексей Кузнецов в квартете с Крамером, блиставшим фортепианными импровизациями, контрабасистом Сергеем Васильевым и уже знакомым саранской публике барабанщиком Давидом Ткебучава, «тряхнул» нестареющими хитами джазовой классики.

Чернокожая американская вокалистка Шарон Кларк заворожила зал своим обаянием и чувственными балладами под аккомпанемент квартета питерского пианиста Алексея Черемизова.

Анна Королёва, свободно владеющая стилистикой разных джазовых эпох, источала мощную энергетику солируя на своём «родном» альт-саксофоне и исполняя блюзовый вокал.

Ульяновский диксиленд «Академик бенд», между прочим, недавно отметивший своё 25-летие, позволил слушателям совершить весёлый экскурс в историю мирового джаза, вспомнив шлягеры Дюка Эллингтона и предложив собственное оригинальное прочтение популярного русского романса А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик».

Феликс Лахути прямо-таки загипнотизировал зрителей и своим эпатажным нарядом (персидскими шароварами в комплекте с разноцветными рэперскими башмаками, плюс по-хулигански вздернутым на макушке хвостиком — в придачу!), и каким-то нереальным звучанием своей пятиструнной электроскрипки. В его музыке переплелись мелодии разных народов, пение птиц, шелест листвы, горное эхо, шёпот морского прибоя, как и в самом музыканте, соединилась кровь древних персов, курдов, молдаван и др. Не прекращая своего исполнительского шаманства, он даже спустился в партер, позволив обалдевшим от счастья слушателям самим, коснувшись струн, поучаствовать в сотворении чудо-звука. А потом ещё выдал фрагмент из Пушкинского «Евгения Онегина», в фанковской стилистике и переводе на украинский: «Мой дядя самых честных правил...». Публика взорвалась от удовольствия.

А следом выпорхнувшая на сцену повзрослевшая и ещё больше похорошевшая, очаровательная Шурочка Шерлинг моментально влюбила в себя весь зал своей искренней эмоциональностью, ярким артистизмом в сочетании с безупречным, широкого диапазона вокалом.

Завершил фестиваль, как принято у джазменов, джемсейшн. Это, пояснил ведущий, «когда музыканты играют уже не для публики, а для собственного наслаждения». Вообще, «джемсейшн» буквально переводится как: «приятное времяпрепровождение». Впрочем, когда в финале все участники «Вейсэ Jazz-2010» вышли на сцену и с азартом импровизировали «для себя», публика наслаждалась ничуть не меньше артистов.

И Даниил Крамер, прощаясь с саранскими меломанами, уверенно пожелал:

— Да встречи в Саранске, на следующем, юбилейном, X фестивале «Вейсэ Jazz»!

«Известия Мордовии»