Крупнейший центр обработки данных открылся в Самаре

15.10.2010 10:02

Трудно поверить, но крупнейший в России центр обработки данных (ЦОД) построили с нуля не где-то поближе к федеральному центру, а в Поволжье, конкретно — Самаре, при чем в рекордно короткие сроки — за 2 года. Компания МегаФон выкупила участок земли «в чистом поле» близ поселка Красный пахарь Красноглинского района Самары и вложила в него 930 миллионов рублей инвестиций!

Строительство технологического центра Поволжского филиала ОАО «МегаФон» стало важным шагом в реализации государственной программы по модернизации страны. Особенностью ЦОДа является не только обеспечение собственных потребностей оператора сотовой связи, но и предоставление услуг сторонним клиентам, в первую очередь, компаниям генерирующим Интернет-трафик. Уже сегодня ЦОД начал размещать на своих площадях серверное оборудование крупнейших предприятий российских регионов и предоставлять подключение к сети высокоскоростного Интернета.

Уровень надежности TIER III

Торжественное открытие центра обработки данных состоялось 8 октября. В мероприятии приняли участие топ-менеджеры МегаФона, представители министерства связи и журналисты средств массовой информации со всей России, в том числе и корреспондент «Известий Мордовии». Специально для них провели подробную экскурсию по залам Центра.
Комплекс зданий располагается на охраняемой территории в 3,2 гектара. Отслеживание «противника» ведется посредством инфракрасных лучей и видеокамер. Безопасности здесь отдается колоссальное значение. Попадая сюда, действительно начинаешь понимать выражение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Поражает и само пятиэтажное здание общей площадью почти 7000 квадратных метров, несущая способность перекрытий которого способна выдержать до 5 тонн на 1 квадратный метр. Кстати, вход на территорию ЦОДа — исключительно только в бахилах. Чистота на территории, как в операционной, тонкая электроника не терпит грязи.

Уровень ЦОДа соответствует мировым стандартам. В настоящее время МегаФон получил предварительное заключение Uptime Institute о соответствии Центра уровню надежности TIER III — высшему уровню степени надежности. Сертификат соответствия будет подтвержден в феврале 2011 года.

Оснащенность как у космического корабля

Высокотехнологическое оснащение дата-центра напоминает космический корабль. Полное и стопроцентное резервирование всех систем здания — климатический контроль, энергообеспечение, трансмиссия. Отказ от водных и порошковых систем пожаротушения. В машинных залах установлены герметичные двери и аргоновая система тушения возгораний, которая работает только в случае, если в помещении нет людей, иначе бы они задохнулись.
Самарский ЦОД потребляет 8 МВт электроэнергии — объем энергопотребления небольшого города и в случае незапланированного отключения электричества способен работать в автономном режиме до 48 часов. Всё это призвано не только обрабатывать и хранить информацию, но и защищать клиентов компании от сбоев в сети.

В 5-этажном здании люди располагаются на последнем этаже. За всеми остальными помещениями наблюдают камеры, сигнал от которых подается в один из главных залов ЦОДа — Центр управления мониторинга, по виду, впрочем, напоминающему Центр управления полетами. В большой комнате с гигантским экраном во всю стену расположены рабочие места операторов, которые проводят работу по мониторингу и управлению центром. На экране беспрерывным потоком движется информация со всех городов России, и только профессионалы способны разложить ее по полочкам или определить сбой в системе.

Самарский ЦОД находится на объединении двух важных инфраструктурных элементов компании «МегаФон» — европейского и поволжского оптических колец. Таким образом, оператор планирует предоставлять такие услуги, как виртуальный хостинг, аренда выделенных серверов и размещение физических серверов клиента клиентам на всей европейской части России, а не только в Поволжье.

Будущее — за Центрами обработки данных

По мнению руководства «МегаФон», Центры обработки данных станут ключевым элементом инфраструктуры телекоммуникационной сети. На пресс-конференции, посвященной открытию самарского ЦОДа, заместитель генерального директора компании по операционной деятельности Валерий Ермаков озвучил решение оператора связи построить подобные Центры во всех федеральных округах России до 2013 года:

— До 2009 года в России постоянно рос трафик «голоса», но затем произошло насыщение рынка. Как бы оператор связи не желал заставить людей разговаривать по мобильнику еще больше, они не могут, так как существует жизнь помимо сотового и, которой нужно успеть насладиться. Однако сейчас наблюдается существенный рост объема передачи данных через мобильные устройства, поэтому необходимо увеличивать скорость передачи данных и скорость доступа в Интернет. Для обеспечения качественной и оперативной связи между разными регионами и нужны магистральные оптоволоконные сети, а для управления ими и обеспечения сервисов необходимы ЦОДы.

Мордовский Дата-центр и Самарский ЦОД — конкуренты или партнеры?

Корреспондент «ИМ» рассказал на пресс-конференции Валерию Ермакову о том, что в ближайшие годы в рамках строительства Технопарка в Мордовии будет открыт крупнейший в России Дата-центр.

-Нас интересует, будут ли Самарский ЦОД или ЦОДы МегаФона в других регионах сотрудничать с Мордовией или мы ваши прямые конкуренты?

— О конкуренции между двумя структурами по обработке данных речь не идет. Мы охватываем различные сегменты рынка и свои ЦОДы в первую очередь рассматриваем как технологический элемент на производстве. Сегодня IT-структура начинает укрупняться и нам удается экономить солидные средства, если мы собираем на одной площадке и системы доступа и транспортные сети. Это делает наши площадки — ЦОДы более привлекательными для содержателей контентов, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты получали максимальный доступ к информации, которая существует. Отрадно, что существуют и другие инновационные территории, как Мордовия, и, конечно же, заинтересованы в сотрудничестве с вами. Главным принципиальным условием развития общества является равный и быстрый доступ к информации. Это то, в чем заинтересованы наши потребители, и мы как оператор связи, обязаны этим заниматься.

«Известия Мордовии»