«О любви говорить не будем»

14.10.2010 11:02

И этот юбилейный миг, к которому он не готов ни душевно, ни физически, наступил 7 октября. В свой «полтинник» Владимир Иосифович и внешне, и энергетически выглядит сорокалетним молодым человеком, но со зрелыми мыслями. Как известно, катализатором поэтического творчества является любовь, но юбиляр с самого начала разговора отсек эту тему: «О любви говорить не будем: боюсь, завязнем с тобой в банальщине, как пьяные мужики». Однако о себе рассказать согласился, и с особой теплотой вспоминал родное село Анаево Зубово-Полянского района, родителей, братьев, колхоз «Прогресс», где всю жизнь работал отец-фронтовик, друзей далеких времен.

По твердому убеждению Владимира Иосифовича, Зубово-Полянский район благодаря красоте природы дал самое большое количество литераторов Мордовии и перечислил своих известных земляков. Именно природа сформировала поэтическое обилие района. Довод, что Темниковский район по своей природе не хуже его родины, не убедил поэта, и он напомнил, что даже Новиков-Прибой приезжал за литературным вдохновением именно в Зубово-Полянский. Кроме того, в двухстах верстах родился и жил кумир всех поэтических мальчишек Сергей Есенин.

Кстати, шестилетнего Володю старший брат плаванию учил тоже по есенинскому примеру. Он только что вернулся из армии и спросил младшего:

— Плавать-то можешь?

— Нет.

— Ну так учись, — с такими словами он швырнул младшего в речку.

Мальчик выплыл и в ужасе побежал домой. Мама Агриппина Тимофеевна встретила его обидчика палкой. Однако с тех пор Володя перестал бояться воды и впоследствии мог окунуться в незнакомую или малознакомую среду без толчка со стороны. «Лучше окунуться самому, чем потом с ужасом выплывать из той или иной ситуации, — считает поэт. — Неожиданность все-таки неприятна».

Малознакомой средой оказалось и поэтическое творчество. Одно дело читать Пушкина, Лермонтова, Есенина и другое дело — написать свои строчки. Вроде бы стихи слагаются легко, но по опыту брата, однажды рискнувшего написать в газету, знал, что рифма — это еще не литература. Разумеется, стихи брата в газете «Советская Мордовия» не опубликовали, но посоветовали лучше изучить язык, больше читать. И все же поэт, тем более, начинающий, нуждается в читателях. Первые стихи Владимир Нестеров опубликовал 16-летним юношей в Зубово-Полянской районной газете «Свет Октября», а потом замахнулся на республиканскую печать: печатался в газетах «Молодой ленинец», «Мокшень правда», в журналах «Мокша», «Сятко».

Будучи студентом МГУ имени Н.П. Огарева, познакомился с известными литераторами 70-х годов С. Кинякиным, И. Девиным, Г. Пинясовым, много вложивших в становление молодого поэта. Владимир Иосифович считает, что даже простое общение с этими светилами мордовской литературы дает много полезного для развития начинающего поэта.

В середине 1980 годов Григорий Пинясов посоветовал молодому поэту: «Не до бороды же тебе оставаться без книжек. Готовь сборник». С тех пор начали появляться поэтические сборники Владимира Нестерова: «Соткс» («Связь»), «Вачашить колга» («О голоде»), «Сай пинге» («Наступит пора»), а в 1992-ом он вышел на международный уровень: на финском языке увидел свет сборник «Звезды на снегу». А вообще, если собрать все книги Нестерова, то набирается более 5 тысяч строк. Надо сказать, его лирика охватывает эстетический опыт родного народа, его прошлое и настоящее. Поражают проникновенностью его лирико-философские поэмы «Сквозь камень и льды», «Игнатий». И удивительно, тогда еще совершенно молодой поэт писал не о любви, что соответствовало бы его возрасту, а выбирали Нестерова (не сам выбирал) философские или психологические темы. Сказывалась школа Девина, Кинякина, Пинясова.

Он и к жизни рано начал относиться философски. Будучи директором Мордовского национального театра в 1990-х, то есть в годы сексуальной революции, не шел на поводу невзыскательного зрителя, а обогащал репертуар серьезными темами. Не так просто сыграть на сцене философские произведения Валентина Распутина, но труппа блестяще справлялась, и Владимир Иосифович за это по сей день благодарен коллективу театра. Он и сам старался в экономически самые трудные для страны годы держать на плаву свою труппу.

Сейчас он без улыбки не может вспоминать голодные времена театра. Мужчины, мягко говоря, не очень бережливый народ, и к концу месяца, как обычно, остаются без денег. Тут уж не до жиру — быть бы живу. А в одном из спектаклей была мизансцена с вполне реальным питанием, чтобы зритель чувствовал себя участником событий. Так, двухминутная мизансцена с реальным обедом растягивалась на добрых 10 минут. Режиссер из-за кулис показывал актерам кулак, но обедавшие актеры ничего не видели — они играли серьезные роли, вызывая обильное слюноотделение у зрителей.

Один из местных работников театра после признался, что как только после просмотра добрался до дому, сразу же съел большую тарелку щей.

Сейчас Владимир Иосифович — обозреватель газеты «Мокшень правда», но по-прежнему остается литератором, часто выступает со своими стихами в газетах и журналах. Поздравляем его с юбилеем, желаем творческих и жизненных успехов.

«Известия Мордовии»