В Мордовии заработал республиканский центр для одаренных детей
06.10.2010 15:39
А Лена Воробьева перевелась сюда из саранской школы № 39. Чтобы добраться из центра города до улицы Солнечной, ей приходится вставать в 6.30. В 7.30 она уже стоит на остановке. Занятия в лицее начинаются в 8.30. Но Лена не жалуется. В лицее она нашла то, на что рассчитывала — усиленные занятия любимой физикой, много интересных задачек от вузовских преподавателей, плодотворное общение с такими же увлеченными школьниками, как она.
Физмат и химбио
Лицей открылся на Светотехстрое, в бывшем здании
Углубленное обучение ведется по двум направлениям: физико-математическому и химико-биологическому. Базовые предметы: русский язык, история, иностранный и другие идут в полном объеме сразу для всего класса. Для профильных занятий детей разделили на две группы.
В физико-математической группе (почти полностью мальчишечья, Лена Воробьева здесь — единственная девушка) в неделю — 6 уроков математики, 5 уроков физики, 4 — информатики. Плюс элективные курсы — это так называемый практикум по решению усложненных задач, то есть еще 1 час математики и 1 час физики. В химико-биологической группе — 6 часов математики, 3 — биологии, 5 — химии. Элективные курсы — биология и генетика.
Умники обеспечены за счет республики
Лицеистов набирали из числа участников республиканской предметной олимпиады по физике, математике, информатике, химии, биологии. Не только призеров, но тех, кто по рейтингу входит в «десятку» сильнейших по профильному предмету. И, наверное, это правильно, что под одной крышей собрали действительно заинтересованных, нацеленных на серьезную работу, на глубокое изучение фундаментальных наук детей. И уже ясно, что это единомышленники, имеющие схожие интересы, разговаривающие на одном языке.
5 человек перевелись из городских школ, каждый день ездят на Светотехстрой из разных микрорайонов. 14 приехали из сельских районов: Торбеевского, Чамзинского, Рузаевского, Ковылкинского и других.
Они живут в общежитии расположенного по соседству автомеханического техникума. До учебного корпуса — 3 минуты спокойным шагом. У школьников в общежитии — отдельный блок, своя входная дверь. Здесь днем и ночью дежурит воспитатель. Конечно, это не резервация, до шести вечера ребятишки могут выходить по своим делам — родители на то давали расписку. Но вечером они — под присмотром педагога. Только ведь и контроля особого не требуется. Они ж с таким удовольствием учатся, что и вечером — учебники, задачки...
Они живут в общежитии расположенного по соседству автомеханического техникума. До учебного корпуса — 3 минуты спокойным шагом. У школьников в общежитии — отдельный блок, своя входная дверь. Здесь днем и ночью дежурит воспитатель. Конечно, это не резервация, до шести вечера ребятишки могут выходить по своим делам — родители на то давали расписку. Но вечером они — под присмотром педагога. Только ведь и контроля особого не требуется. Они ж с таким удовольствием учатся, что и вечером — учебники, задачки...
Конечно, родителям тревожно было отправлять своих детей в Саранск. Перед тем, как принять решение, приезжали, смотрели условия. А тут — одна комната на двоих, на две такие комнаты — отдельный санузел с душем. Вода горячая есть, холодильник имеется. Да, кое-что покушать ребята и девчата покупают. Однако в столовой техникума у них четырехразовое бесплатное (у городских — двухразовое) питание каждый день. Учебники для них тоже закуплены за счет республиканских средств.
Задачки и эксперименты
В лицее работает 14 учителей, в том числе 8 кандидатов наук, университетские преподаватели с удовольствием отозвались на предложение работать с одаренными школьниками.
В тот день, когда я была в новом учебном заведении республики, Сергей Николаевич Сабаев проводил для юных физиков внутрилицейскую олимпиаду.
Он подобрал 6 задачек из области механики, тепловой физики, электричества.
— По результатам олимпиады я смогу оценить уровень подготовки, потенциал каждого ученика. Мы ведь только знакомимся, и чтобы разработать индивидуальный план работы с каждым учеником, мне нужно понять, что он из себя представляет, — говорит Сергей Сабаев.
Задачки и эксперименты
В лицее работает 14 учителей, в том числе 8 кандидатов наук, университетские преподаватели с удовольствием отозвались на предложение работать с одаренными школьниками.
В тот день, когда я была в новом учебном заведении республики, Сергей Николаевич Сабаев проводил для юных физиков внутрилицейскую олимпиаду.
Он подобрал 6 задачек из области механики, тепловой физики, электричества.
— По результатам олимпиады я смогу оценить уровень подготовки, потенциал каждого ученика. Мы ведь только знакомимся, и чтобы разработать индивидуальный план работы с каждым учеником, мне нужно понять, что он из себя представляет, — говорит Сергей Сабаев.
А у химиков такая олимпиада уже прошла. В этот день девчата (в этой группе, наоборот, всего один мальчик) вместе с преподавателем Оксаной Владимировной Глазковой разбирали решение задач. Кому-то эти задания дались легче, кому-то сложнее.
— Вот сейчас разбираем, и я понимаю, что могла бы решить все правильно, — признается Элина. — И понимаю, почему споткнулась. Что ж, в другой раз буду внимательнее и точно решу.
Она уже участвовала в олимпиаде по химии. Этот предмет ей не просто интересен, но, как уверена сама девочка, пригодится в жизни. Элина мечтает стать врачом, ее привлекает исследовательская деятельность.
Здесь, в лицее, исследовательская работа — обязательный элемент программы. Сначала Оксана Владимировна нацеливает учеников на проекты в области искусственных и естественных красителей. Предполагаются занятия не только в лицее, но и в университетских лабораториях. Опыты по соединению меди, цинка, железа, белил и других материалов, из которых получают красители — это сверх стандартной школьной программы. Ну, а потом будут и другие интересные темы.
И будет свой гимн
Впрочем, задача воспитать «сухарей», имеющих успехи исключительно в научной сфере, перед лицеем не стоит.
— Мы стремимся каждого ученика воспитать как всесторонне развитую личность, — объясняет директор лицея Вера Ивановна Корешкова. — Все они изучают риторику, экономику и даже навыки самопрезентации. А уроки физкультуры два раза в неделю у наших учеников проходят в спорткомплексе «Мордовия», в спортзале и бассейне.
В лицее уже прошел первый праздник — «Золотая осень», первый смотр талантов учеников. В ближайших планах — создать ансамбль девочек и ансамбль мальчиков. Дети сочиняют гимн лицея, сами разрабатывают символику учебного заведения.
От предприятий Мордовии — стипендия лицеистам
Конечно, база, на которой располагается лицей, не в полной мере соответствует идее. Столовая — в соседнем здании. Проживание — тоже. На четвертом этаже здания, где, собственно, учатся лицеисты, вполне уютно, но, чтобы туда дойти, им нужно пройти три этажа, совершенно неухоженных, запущенных.
Но вчера, в День учителя Глава республики Н.И. Меркушкин заявил:
— В ближайшее время будет принято решение о выделении здания под школу для одаренных детей в центре города.
Научным руководителем лицея назначен Д.В. Подлесный, который после встречи с Главой республики принял решение о переезде из Сарова в Саранск. В его «арсенале» четыре призера международной олимпиады по физике, в том числе двое из Мордовии.
В следующем году, по задумке Министерства образования РМ, в лицей будут набираться дети с7-8 класса. И для учебного заведения предусматривается совершенно иная база.
А уже в этом году Совет работодателей РМ по предложению Минобразования принял весьма разумное решение. Всем лицеистам от предприятий республики назначена стипендия в размере 500 рублей в месяц.
— Вот сейчас разбираем, и я понимаю, что могла бы решить все правильно, — признается Элина. — И понимаю, почему споткнулась. Что ж, в другой раз буду внимательнее и точно решу.
Она уже участвовала в олимпиаде по химии. Этот предмет ей не просто интересен, но, как уверена сама девочка, пригодится в жизни. Элина мечтает стать врачом, ее привлекает исследовательская деятельность.
Здесь, в лицее, исследовательская работа — обязательный элемент программы. Сначала Оксана Владимировна нацеливает учеников на проекты в области искусственных и естественных красителей. Предполагаются занятия не только в лицее, но и в университетских лабораториях. Опыты по соединению меди, цинка, железа, белил и других материалов, из которых получают красители — это сверх стандартной школьной программы. Ну, а потом будут и другие интересные темы.
И будет свой гимн
Впрочем, задача воспитать «сухарей», имеющих успехи исключительно в научной сфере, перед лицеем не стоит.
— Мы стремимся каждого ученика воспитать как всесторонне развитую личность, — объясняет директор лицея Вера Ивановна Корешкова. — Все они изучают риторику, экономику и даже навыки самопрезентации. А уроки физкультуры два раза в неделю у наших учеников проходят в спорткомплексе «Мордовия», в спортзале и бассейне.
В лицее уже прошел первый праздник — «Золотая осень», первый смотр талантов учеников. В ближайших планах — создать ансамбль девочек и ансамбль мальчиков. Дети сочиняют гимн лицея, сами разрабатывают символику учебного заведения.
От предприятий Мордовии — стипендия лицеистам
Конечно, база, на которой располагается лицей, не в полной мере соответствует идее. Столовая — в соседнем здании. Проживание — тоже. На четвертом этаже здания, где, собственно, учатся лицеисты, вполне уютно, но, чтобы туда дойти, им нужно пройти три этажа, совершенно неухоженных, запущенных.
Но вчера, в День учителя Глава республики Н.И. Меркушкин заявил:
— В ближайшее время будет принято решение о выделении здания под школу для одаренных детей в центре города.
Научным руководителем лицея назначен Д.В. Подлесный, который после встречи с Главой республики принял решение о переезде из Сарова в Саранск. В его «арсенале» четыре призера международной олимпиады по физике, в том числе двое из Мордовии.
В следующем году, по задумке Министерства образования РМ, в лицей будут набираться дети с
А уже в этом году Совет работодателей РМ по предложению Минобразования принял весьма разумное решение. Всем лицеистам от предприятий республики назначена стипендия в размере 500 рублей в месяц.
«Известия Мордовии»