Как определить талант у ребенка?

30.09.2010 14:11

Федеральная целевая программа «Одаренные дети России» работает уже четвертый год. И за это время в нашей республике сделано очень много по выявлению и поддержке юных талантов. В прошлом году в Московском Международном форуме «Одаренные дети» ребята из Мордовии приняли самое активное участие и увезли наибольшее количество наград. Именно поэтому отборочный тур-2010 прошел в нынешнем феврале в Саранске. По его итогам мордовские вундеркинды будут защищать свои проекты уже в Москве.

Каждому родителю лестно, когда его сына или дочь называют «одаренным». Но какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался таковым? Одни специалисты считают, что все дети талантливы, и каждый по-своему одарен. Именно такой подход является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Другие понимают одаренность как дар свыше, которым наделены единицы.

Как к этой проблеме подходят в саранских школах и как помогают раскрыться таким детям мордовские учителя — нам на примере своей школы рассказала педагог гимназии № 12 Валентина Викторовна Колобова. В родной гимназии Валентина Викторовна трудится почти 30 лет и уверяет, что ее окружают талантливые, одаренные дети, работать с которыми трудно, но очень интересно.

Главное — желание ребенка

«Я исхожу из того, что все дети одаренные, просто нужно стараться разглядеть в каждом его талант. Ведь кто-то с легкостью решает задачки, кто-то пишет стихи, а кто-то создает собственные компьютерные программы. Но, я думаю, в каждом ребенке надо развивать не только его таланты, но и духовные основы личности. Ведь, по сути, важно не само дарование, а то, какое применение оно будет иметь. Сейчас развитие одаренного ребенка стало делом государственным, но учителя, работающие с такими детьми, всегда сталкиваются с определенными проблемами. Как сделать процесс обучения со сверстниками интересным, если ребенок, как говорится, „на две головы выше“ их по интеллекту? Для таких ребят мы практикуем более глубокое изучение тем, задания повышенной сложности. В своей практике я часто использую проектный метод. В прошлом учебном году с 8-классниками мы разработали и провели открытые уроки с защитой проектов на темы: „Школы мира“, „Знаменитые люди Америки“, „Знаменитые люди Великобритании“. Также в нашей школе практикуется индивидуальное обучение или обучение в малых группах, работает летний лагерь для одарённых детей. А еще есть целая система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад. Для того чтобы стать их участником, нужно только желание ребенка. А мы, педагоги, всегда поддержим и поможем. Заинтересовать ребенка такой работой — это одна из наших главных задач. Но в работе с такими детьми всегда нужно учитывать своеобразие личности каждого из них, к каждому найти свой подход».

Знаменитый Фомин

Павла Фомина из 9 «А» Валентина Викторовна знает с 7 лет и очень гордится своим учеником. Паша — школьная знаменитость, он даже с Президентом России Дмитрием Медведевым общался! В 13 лет на городской научно-практической конференции он представил собственную компьютерную программу тестирования и контроля знаний учащихся по грамматике английского языка, по которой теперь работает его класс. Когда создал свою первую компьютерную программу, Паша точно не помнит. Это было задолго до школы. Впрочем, на «ты» 9-классник не только с компьютером. Он серьезно увлекся фотографией, на его фото — школьные и городские праздники. Нет равных Павлу Фомину и в английском. На Всероссийской олимпиаде «British Bulldog» в прошлом году занял первое место. А еще выиграл Олимпиаду по английскому языку, проводившуюся в Тольятти представителями Лондонской школы Святого Георгия. За эту победу Павел был награжден путёвкой в международный лагерь.

Павел — пример одаренности, что называется, от Бога. Но есть много других ребят, которые становятся победителями всероссийских и международных форумов. В школе существует свой «банк» одаренных детей, и каждый год он пополняется новыми именами.

«Известия Мордовии»