К успеху — вместе с ВТБ

30.09.2010 09:53

Банк ВТБ приступил к реализации новой стратегии развития на 2010-2013 годы. Об итогах работы филиала за первое полугодие 2010 года и перспективах развития в рамках новой стратегии Группы ВТБ «Дорога к 15» рассказал управляющий филиалом ОАО Банк ВТБ в Саранске Эдуард БОРИСКИН.

e-boriskinСоздание новой стратегии продиктовано в первую очередь изменениями, произошедшими на банковском рынке страны. В 2007-2009 гг., когда он рос на 30-40% в год, целесообразно было использовать этот рост по максимуму, поэтому применялась стратегия агрессивного роста и диверсификации бизнеса. Она оказалась успешной и оправдала себя в полной мере по многим показателям. Кредитный портфель рос в два раза быстрее рынка, доля рынка по кредитованию и привлечению за эти годы выросла на 8-13%, а доля клиентских средств в привлечении возросла с 28% до 35%. До начала финансового кризиса активно развивался бизнес со средними клиентами: клиентская база в этом сегменте была увеличена более чем в 3 раза. Также неоспоримым достижением стал выход Группы ВТБ на второе место в рознице, причем доля по кредитам физических лиц возросла втрое.

В рамках реализованной стратегии был создан мощный инвестиционный бизнес — «ВТБ Капитал», который за короткое время стал инвестбанком номер один в России. Активно развивались финансовые компании: созданы факторинговый бизнес и пенсионный фонд, укреплены позиции на рынке лизинга и страхования. Реализация стратегии агрессивного роста позволила сформировать международную финансовую группу с самой широкой для российских банков географией присутствия. Сеть банков и финансовых компаний за рубежом охватила 19 государств. Кроме того, группа имеет 645 точек продаж в 73 из 83 регионов России (в которых сосредоточено 98% ВВП страны). Даже в кризисное время банк смог не только сохранить, но и усилить свои конкурентные преимущества. Многие целевые показатели на конец 2009 года были перевыполнены.

«Пожалуй, главными достижениями ВТБ за последние два-три года можно считать появление множества новых партнеров, а также то, что наш банк был в числе тех, кто оказывал поддержку экономике, даже когда банковская система практически не занималась кредитованием», — отмечает Эдуард Борискин.

Реализация поставленных целей и изменения, произошедшие в экономике страны и всего мира, обусловили необходимость создания новой стратегии (на 2010-2013 годы), главный приоритет которой — расти качественно. Сегодня фокус бизнеса сместился с рыночной доли на показатели рентабельности, поэтому основными целями стратегии стали повышение эффективности деятельности, максимальное увеличение прибыли и возврата на капитал. Для этого планируется повысить скорость и качество обслуживания клиентов, эффективность работы региональной сети, усовершенствовать систему управления, усилить акцент на кросс-продажах, а также создать лучшие на рынке центры экспертизы в наиболее приоритетных отраслях и активно участвовать в государственных программах и национальных проектах.
Символичное название стратегии «Дорога к 15» обозначило ориентиры роста: достижение уровня доходности собственного капитала (ROE) по каждому виду бизнеса не менее 15%, а также существенный рост рыночной капитализации — повышение цены одной акции ВТБ до 15 копеек.

Одним из главных стратегических приоритетов группы является трансформация ВТБ из «банка уникальных сделок» в «основной расчетный банк для своих клиентов». Зачастую клиенты рассматривают ВТБ как банк, предоставляющий кредиты, но сегодня конкурировать исключительно в сфере кредитования крайне сложно, поскольку здесь основным конкурентным фактором является ценовая политика. Но снижать процентную ставку бесконечно невозможно. Поэтому в рамках перехода на новую стратегию мы хотим, чтобы наши клиенты приходили к нам не время от времени за отдельным кредитом или депозитом, а могли ежедневно осуществлять самые разные операции.
Более интенсивная работа планируется с представителями среднего бизнеса. «Мы будем повышать качество работы, — говорит Эдуард Борискин. — Раньше мы работали как „банк уникальных сделок“ — предлагали кредиты в больших объемах для крупных корпораций. Теперь работаем с предприятиями как крупного, так и среднего бизнеса».

«Подводя итоги работы Банка в целом за первое полугодие 2010 года, можно сказать, что ВТБ фактически вернулся на докризисный уровень по ключевым показателям, — подчеркивает Эдуард Борискин. — Группой проводилась политика постепенного снижения ставок по кредитам на фоне плавного снижения ставок привлечения, характерная для всей банковской системы. В результате работы филиальной сети Банка в первом полугодии общая сумма выданных кредитов составила 205 млрд. рублей, из них 22% приходится на средний бизнес».

Таковы показатели региональной филиальной сети банка ВТБ в целом по стране. Что же касается нашей республики, то здесь группа представлена филиалом банка ВТБ в Саранске и операционным офисом банка ВТБ 24. Несмотря на то, что кризис ухудшил положение многих компаний, тем не менее деятельность филиала банка ВТБ была и остается доходной. Также наблюдается положительная тенденция восстановления докризисного уровня кредитного портфеля. Сейчас филиал успешно финансирует текущую деятельность таких ведущих предприятий республики, как ОАО «Мордовская ипотечная корпорация», ОАО Трест «Мордовпромстрой», ОАО «Биохимик».

«Полагаю, что спустя три года в результате реализации новой стратегии „Дорога к 15“ мы увидим банк, у которого будет еще больше клиентов и партнеров, — говорит Эдуард Борискин. — Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты всегда оставались довольны и имели возможность выбора, поэтому не хотим ограничиваться только кредитованием, а планируем предоставлять весь комплекс банковских услуг.

В чем секрет успеха нашего банка? В работе с людьми. Нам удалось за достаточно короткий период времени занять свою нишу на рынке банковских услуг республики благодаря каждодневной работе с клиентами, нацеленной на результат. Если говорить о Группе ВТБ в целом, она выросла из банка, который ранее профессионально занимался только внешнеторговыми операциями, работая с первой пятеркой крупнейших компаний страны. Сейчас ВТБ превратился в крупнейшую международную финансовую группу страны.
Мы стремимся развиваться с опережением рынка. В нас верят, а это дорогого стоит. Мы стараемся всегда оправдывать доверие наших клиентов».

«Вечерний Саранск»