Фермер из Мордовии попросил Владимира Путина продлить кредиты для малых хозяйств
22.09.2010 09:52

«Просят картошку продать для школ, детсадов, больниц, но приходится отказывать, — говорит фермер. — Ведь и самому из 700 тонн, которые рассчитываю на этот раз собрать, нужно оставить 450 тонн на семена. Так что на продажу в лучшем случае останется тонн 200. Пока картошку мы убрали с 40 % площадей, но уже ясно, что больше этого количества и собрать, и продать не удастся».
И зерновое поле, говорит Александр Иванович, урожаем в этом году не порадовало. «Засуха ведь не только по моему фермерскому хозяйству ударила. Без урожая, а значит, и денег, остались даже крупные сельхозпредприятия. И что уж говорить о личных подсобных хозяйствах! Сельчане, которые в прошлые годы не знали, куда девать свою картошку, в этом покупают для себя за большие деньги привозную. Не могу продавать свою картошку на сторону, когда у земляков ее, считай, нет».
Населению Кандрашкин помогает не только картошкой. Батушевцам он, как и обещал, выдал за пользование их земельными паями более ста тонн сена, а в соломе вообще никого не ограничил. И это при том, что и сам работает над программой увеличения поголовья скота на своей ферме. У Кандрашкина скот мясного направления продуктивности, от которого уже в ближайшее время фермер рассчитывает получать так называемое «мраморное» мясо, какого в республике еще не производили. Разведение такого скота — один из приоритетов в животноводстве, который назвал в своем Послании Глава Мордовии Николай Меркушкин. Кстати, сено, что получили батушевцы от Кандрашкина, скошено не только с полей. Косили его даже по неудобьям и оврагам, в том числе и в соседних областях. Так что не только трактора с косилками, но и косы, как было раньше, были востребованы.
— Зерно по договорам за паи пока не выдал, но каждый за свой пай обязательно получит по 2 центнера, — сказал фермер. — В семьях, где несколько паев, количество зерна умножается на их количество. Если обещал, слово нужно держать. Потому что засухи в будущем году может и не быть, а фермеру без доверия людей рассчитывать на успешное ведение дел очень трудно.
Сиюминутная выгода — не для Кандрашкина, который уже взял для расширения фермерского хозяйства 12 миллионов рублей кредитов. По графику в этом году он должен вернуть банку почти 4 миллиона рублей займов, но с каких доходов? Не зря сельское хозяйство называют зоной повышенного риска. Деньги в виде семян, техники, горючего, зарплаты работающим вкладываешь в землю весной, а сколько вернешь из своих вложений по осени, никто не скажет. Этой осенью в ситуации, когда долги есть, а расплачиваться из-за неурожая нечем, оказался практически каждый крестьянин, взявший у государства кредит.
Боль всего российского крестьянства в положении «хуже губернаторского» Кандрашкин решил высказать Председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Трибуной для этого стала межрегиональная конференция партии «Единая Россия» в ПФО, состоявшаяся в Нижнем Новгороде. Если коротко, мысль батушевского фермера была примерно такой: несправедливо, Владимир Владимирович, получается. Засуха для всех была одна, а за полученные кредиты все расплачиваемся по-разному. Для сельхозпредприятий, например, сроки погашения долгов Правительство пролонгировало, а для фермеров и личных подсобных хозяйств — нет. Это, считай, каждый второй из тех, кто взял кредит по нацпроекту «Развитие АПК».
Премьер согласился с Кандрашкиным: «Нельзя ставить такие хозяйства в более сложные условия, чем крупные!» И прямо в зале, где проходила партийная конференция, дал поручение министру сельского хозяйства РФ Елене Скрынник подготовить документ, который продлил бы сроки погашения кредитов для фермеров и личных подсобных хозяйств. Сейчас соответствующий документ министр уже подписала, и у Кандрашкина, его коллег и владельцев личных подсобных хозяйств уже не болит голова о том, как возвращать кредиты.
— Теперь и нам полагается отсрочка, — говорит Александр Кандрашкин. — Возвращать будем пока только проценты за пользование кредитами, а сам долг «заморожен» на три года.
О том, что в связи с неурожаем всем крестьянам надо бы дать «таблетку от головной боли» в виде передышки по кредитам, говорили многие, но сказать об этом самому Владимиру Путину решился только наш земляк. По телевизионной картинке с партконференции было видно, что Кандрашкин сильно волновался. «Сказать было что, но какие именно слова для этого выбрать, времени мне отпущено не было».
После того выступления в перерыве к Кандрашкину подходила Елена Скрынник. «Никакой обиды она мне не высказала, зато сказала, что выполнит поручение Путина сразу после возвращения в Москву». Пожав Александру Ивановичу руку, министр попросила его, если будет нужно, не стесняться обращаться и к ней.
«Известия Мордовии»