Моя полиция меня бережет

03.09.2010 13:29

Милиционеры станут полицейскими. Президент России Дмитрий Медведев вынес на всеобщее обсуждение новый Закон о полиции. По его словам, пришла пора вернуть милиции ее прежнее название, и в дальнейшем наши органы правопорядка станут именовать полицией. Сейчас новый Закон активно обсуждается на сайте zakonoproekt2010.ru. Посетители сайта уже оставили десятки тысяч комментариев, замечаний и предложений.

Предложение Дмитрия Медведева прозвучало в рамках проводимой в России реформы Министерства внутренних дел, которая должна завершиться к 1 января 2012 года. Все сотрудники МВД поэтапно будут выведены за штат до 1 октября этого года. Обратно они будут приняты лишь после переаттестации, но не в полном составе: 20-25 процентов штата будут сокращены.

Переименование милиции в полицию обернется колоссальными финансовыми затратами. Миллиарды рублей придется потратить на новые удостоверения, бланки, вывески, изменение раскраски служебных автомобилей и прочее. Например, только в первом квартале этого года в России начали вводить новую форму сотрудников органов внутренних дел, а теперь светоотражающие нашивки со словом «милиция» на ней придется переделывать на слово «полиция».

Главная цель реформирования системы МВД — вернуть доверие людей к стражам порядка. В последнее время оно было подорвано рядом громких преступлений с участием сотрудников органов внутренних дел.
Согласно проекту полицейских ограничат в применении мер физического воздействия по отношению к гражданам. В частности, полицейским будет запрещено бить граждан резиновыми палками «по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область сердца». Кроме того, полицейских обяжут предупреждать о применении силы, а также воздерживаться от использования наручников или других средств, которые влекут телесные повреждения.

На полицию наложат ограничения в применении спецсредств. Так, водометы нельзя использовать при разгоне несанкционированных митингов и в морозную погоду. Запрет на использование водометов при разгоне митингов не действует в случае, если акция носит насильственный характер, мешает движению транспорта и нарушает работу средств связи и организаций. Применение спецсредств против беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних при разгоне таких акций запрещено — если последние не оказывают вооруженного сопротивления.

Помимо этого, для восстановления доверия россиян к правоохранительным органам в новом законопроекте предусматривается «открытость и прозрачность деятельности полиции». По задумке авторов закона, полицейские будут должны извиняться перед гражданами в случае нарушения их прав, а общественное мнение станет одним из основных критериев оценки работы правоохранительных органов.

Разумеется, само по себе принятие нового закона не может в одночасье изменить отношение к органам правопорядка. Многое зависит прежде всего от самих сотрудников.

Руководитель территориального фонда социальной поддержки населения, известный правозащитник Василий ГУСЛЯННИКОВ:

«В целом после прочтения законопроекта о полиции у меня остались положительные впечатления. Прежде всего я приветствую намерение поменять название «милиция» на полицию, и, соответственно, изменить некоторые функции. Все-таки милиция есть народный орган, а полиция — государственный. Милиция родилась после революции как структура, которая инициирована не от государства, а снизу, от народа. Сейчас милиция выполняет функции полиции, поэтому я не вижу чего-то нелогичного в этом переименовании. Тем более это общепринятое название в мире.

Мне, как правозащитнику, в первую очередь интересно, как прописаны в законе права человека. Например, принципы деятельности полиции — глава 2 статья 5 «Соблюдение прав и свобод граждан». В ней прописано, что сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому обращению, унижению. Слова замечательные, но на деле происходит несколько иначе. Простой пример, статья 31 Конституции закрепляет право на свободу митингов, собраний, демонстраций. Не так давно на Триумфальной площади народ собрался в защиту этой статьи. Милиция же, несмотря на Конституцию, дубинками разогнала демонстрантов, а журналисту, пришедшему освещать это мероприятие, и вовсе сломали руку. Я всегда говорил, что у нас очень много хороших законов. Но зачастую они существуют только на бумаге и резко расходятся с реальностью. Главное, чтобы в Законе о полиции не столько были бы высокопарные слова, сколько бы предусматривались механизмы их четкого исполнения.

Особенно порадовала статья, где написано буквально следующее: «Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия за исключением случаев, предусмотренным федеральным законом». Вроде все верно и правильно написано, но вот эти отсылки к другим законам, подзаконным актам могут привести к нарушениям. Понятно, что очень трудно прописать все в одном законе, но эти запятые, как то: «за исключением случаев, предусмотренным федеральным законом», могут отменить все гарантии, предусмотренные в Законе о полиции. Хотелось, чтобы в законе было больше конкретики.

Понравился пункт статьи об общественных советах при полиции. У нас в республике, надо сказать, такой совет уже создан при МВД по РМ. Сейчас я являюсь заместителем председателя этого совета и могу сказать — контакт между общественными организациями и МВД в Мордовии налажен хорошо. Представители общественного совета уже проводили проверку следственных изоляторов при районных ОВД. Все наши замечания руководство МВД учитывает, а недоработки стремится исправлять. Думаю, такую форму общественного контроля над органами внутренних дел необходимо только приветствовать.

Считаю положительным моментом, что на будущих полицейских и их семьи наложили серьезные антикоррупционные ограничения, приравняв в этом отношении к чиновникам. Однако, поскольку основное криминальное следствие у полиции отберут, то главные коррупционные действия переместятся в гипотетический единый следственный комитет. Это не уменьшит коррупцию, а скорее сменит её адрес.

Непонятно, на каком основании в Закон о полицейских попала сугубо процессуальная норма о том, что их показания в суде должны рассматриваться наряду с другими доказательствами? Ведь на судей этот закон не распространяется! Но если регулировать эту сферу Законом о полиции, то целесообразнее указать, что свидетельские показания полицейских — это показания заинтересованных лиц.

Некоторые опасения вызывает следующая статья Закона о полиции — «Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции к гражданам и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Фактически граждане лишаются права самостоятельно оценивать законность требований полицейского — они обязаны подчиниться и лишь затем — после обжалования (полицейскому начальству, прокурору или в суд) — узнавать о том, кто был прав в данном случае. При этом реабилитационного механизма, кроме судебного возмещения ущерба, не предусматривается.

Главное, чтобы в Законе о полиции соблюдалась не буква, а дух закона. То есть если в законе содержатся ссылки на Конституцию, то они должны соблюдаться. Как это будет в жизни, пока неизвестно. Пока же есть время, общественности нужно делать свои замечания, вносить предложения. Надеюсь, законодатели учтут их при окончательном принятии закона о полиции. Существовавший ранее перекос, когда государство — все, а человек — ничто, должен измениться. Надеюсь, закон о полиции сыграет в этом свою роль«.

Министр внутренних дел Мордовии Николай ЛАРЬКОВ:

«Особое внимание при обсуждении Закона о полиции стоит обратить на то, что в проекте недостаточно прописаны социальные гарантии сотрудников. При всей значимости и трудоемкости проводимой работы социальный пакет, предоставляемый сотрудникам, явно недостаточен. Общественности надо подумать над тем, как защитить тех, кто ежедневно раскрывает преступления и стоит на страже законных интересов граждан. Если сотрудники органов внутренних дел будут получать достойное вознаграждение, льготы и другие социальные гарантии, из милиции перестанут уходить профессионалы, а система сможет проводить отбор, а не подбор кадров».

Валерий ЛЕВИН, профессор кафедры Административного права МГУ Огарева, доктор юридических наук, председатель общественного совета при МВД по РМ:

«В целом я должен сказать, что закон о полиции — добротный. Но ждать, что он приведет к каким-либо сверхконструктивным переменам в обществе не стоит. Общая идеология правоохранительной деятельности сохранена. Название полиция общественностью воспринимается с оптимизмом. Не знаю почему, но, по крайней мере, об этом говорят данные нескольких проведенных недавно опросов. Я бы сказал, что переименование милиции в полицию — шаг вступления в международное сообщество.

Сейчас в Интернете на сайте законопроекта насчитывается уже более 20 тысяч замечаний и предложений. Высказывания самые разные — от оголтелых и неконструктивных до очень грамотных и интересных. Думаю, организационный комитет примет их во внимание при принятии решения по законопроекту.

Минусами закона являются недоработки в юридической технике и расплывчатость формулировок. Я, как профессиональный юрист, при чтении закона заметил, что он несколько перегружен. Считаю, что его можно было бы сократить без ущерба качеству этого законодательного акта. К примеру, статья 21 Конституции России говорит о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другому жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство. В пункте 3 статьи 5 Закона о полиции записано: „Сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство“. Это выглядит несколько иронично. Не нужно объяснять, что исполнение Конституции обязательно для всех. Получается, что работникам полиции мы отдельно напоминаем о недопустимости пыток. Таких примеров дублирования могу назвать с десяток. Отсюда и громоздкость закона. Ряд норм можно безболезненно убрать из закона, поскольку они регламентируются либо Конституцией, либо другими действующими законодательными актами».

Бывший начальник подразделения по борьбе с оргпреступностью
МВД по РМ, ныне руководитель мордовского регионального отделения «Ассоциации Российских детективов» Владимир ШИРЯЕВ:

«Принятие нового Закона о полиции назрело уже давно, поскольку действующий безнадежно устарел. Конечно, новый закон более приближен к требованиям современной жизни и международным стандартам. С другой стороны, в нем совершенно не нашли свое отражение задачи защиты экономических интересов как государственных, так и бизнес-структур. А раз таких задач нет — будет действовать формула: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Иными словами, бизнес-структуры оставлены без «полицейского» внимания, и в случае посягательств на их интересы рассчитывать на эффективную работу полиции им не придется.

Что еще можно отметить? В законопроекте прописаны важные аспекты соблюдения прав граждан, предусматривается открытость и прозрачность деятельности полиции, широкий общественный контроль над ее деятельностью с участием журналистского сообщества и вплоть до отчетности участковых о своей работе перед населением. В законе четко регламентируются полномочия полиции при задержании, проникновении в помещение, на территории, детализируются полномочия, касающиеся применения оружия, специальных средств и физической силы. Будут ли исполняться статьи этого закона? Думаю, тут все зависит от людей, которые будут воплощать новые требования.
В ряде статей законопроекта детали «полицейской» работы прописаны довольно четко, а в некоторых совсем не учтены требования уже действующих федеральных законов. Встречаются и коллизии, о них я бы хотел рассказать на примере своей детективной деятельности. К примеру, Закон о полиции противоречит Федеральному закону РФ № 272 «О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Этим законом детектив возведен в статус индивидуального предпринимателя, а детективные предприятия упразднены. Для детектива есть возможность организовывать лишь некоммерческие детективные партнерства. А в новом законе частный детектив как юридическая фигура выпадает из сферы контроля со стороны полиции. В нем говорится лишь о контроле не за самими детективами, а «за частными детективными и охранными организациями». Получается, что частный детектив может нарушать закон, а полиция не имеет права его проверить, ведь законодатель этого не предусмотрел.

Зато новый закон предусматривает право полицейского беспрепятственно входить в помещение частных детективов и охранных предприятий. А если частный детектив работает дома? Значит, можно «беспрепятственно входить» к нему в квартиру? Но только разве что «на чай», ведь проверять детектива закон полицейскому права не предоставил. Это парадокс, подобные вещи необходимо тщательно продумывать и своевременно устранять такие противоречия.

Еще один момент. В 272-м Федеральном законе прописано, что детективные общества вправе содействовать правоохранительным органам в профилактике и раскрытии преступлений, административных правонарушений. В Законе же о полиции о взаимодействии детективов и правоохранительных органов прямо ничего не сказано. Возможно, это будет сделано позднее в определенных инструкциях и дополнениях.
Что касается переименования милиции в полицию, то к этому я отношусь спокойно. Как говорится: хоть горшком назови, лишь бы в печку не ставили. Считаю, что в этом случае больше важна не форма, а содержание. Думаю, и народу по большому счету не так важно, милиция будет или полиция, главное, чтобы работали хорошо, коррупции в органах не было, чтобы в полиции служили достойные люди".

«Вечерний Саранск»