«Мы — из морской авиации!»

23.08.2010 09:45

Пусть и вдалеке от больших морей, от крупных океанских портов, но история «сухопутной» Мордовии всегда была связана с историей Российского Флота. «Своей» нашу республику считают моряки: на мордовской земле был завершен славный земной путь непобедимого адмирала Федора Ушакова, небесным покровителем нашего края и Военно-Морских Сил страны стал этот святой праведный воин.

Множество матросов, старшин и морских офицеров из Мордовии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Кроме того, в 1941-45 годах наша республика стала кузницей кадров еще и для морской авиации, готовя летчиков для всех советских флотов. Одним из них стал Александр Казаков.

— В 70-80-х годах прошлого века я несколько месяцев работал с документами ОСОАВИАХИМа Мордовии, изучал бумаги в Госархиве и в архиве ЦСОСОАХИМа в Саранске, — рассказывает Александр Ефимович. — Тогда для одного из наших музеев я создал летопись истории республиканского ОСОАХИМа (ДОСААФ). Из найденных документов следовало, что планерные станции в Мордовии работали еще с 1932 года, а аэроклуб — с 1934-го. Именно поэтому в 1941 году, с учетом имеющейся базы и большого опыта, накопленного мордовскими инструкторами, руководством и командованием СССР было решено: подготовку морских летчиков для всех советских флотов организовать в нашей республике. К чему и приступили практически с первых дней Великой Отечественной войны.

Уже в июле 1941 года в Саранск прибыли 1-я отдельная эскадрилья и запасный авиаполк. В августе того же года в Ардатове размещается 2-я авиашкола Московского военного округа. А в сентябре в столицу МАССР прилетела эскадрилья ночных истребителей Ейского авиаучилища имени И.В. Сталина. Затем она была размещена в Рузаевке.

В декабре 1941 года в Ардатове разместилась эскадрилья 46-го Алатырского авиаполка. В том же месяце начинает свою работу школа младших авиационных специалистов для авиации флотов (вначале она готовила младший техсостав для обслуживания техники, затем — воздушных стрелков и радистов). В это же время в Ичалках строится аэродром и размещается эскадрилья морских летчиков.

— В апреле 1943 года 1-й запасный авиаполк был переформирован в 3-е Военно-морское авиационное училище (ВМАУ), которое и стало кузницей кадров для авиации флотов, — продолжает Александр Ефимович. — Здесь велась подготовка летчиков-истребителей, на самолетах МИГ-3, ЛАГ-3, ЯК-1, а также пилотов-штурмовиков на легендарных ИЛ-2. С октября 1943-го училище стало готовить только летчиков-штурмовиков (воздушных стрелков начали обучать в Рузаевке).

— Начальником авиаучилища был полковник Злыгарев, — вспоминает Александр Казаков. — Впервые я встретил его в июле 1943 года. Нас, 25 учащихся 8-10 классов, собрали на первом этаже пединститута (сейчас — первый корпус МГУ им. Н.П. Огарева), где, как нам сказали, находится штаб училища. До этого мы написали заявления в горвоенкомат о желании поступить на учебу в школу морских летчиков.

Мальчишек принял сам полковник. Его добродушный, отеческий тон пришелся по душе ребятам. И они спрашивали: «Когда на фронт?».

— Если бы нам сказали «завтра», мы бы поверили, — задумывается Александр Ефимович. — Ведь всей сложности военной подготовки мы не представляли, нам было по 16-17 лет, а кому-то и меньше. Но намерение стать летчиками и бить врага было твердым. Не- доучившись в школе, для этого я ушел из 10 класса... Заканчивать общее среднее образование мне пришлось уже после войны.

До отправки в школу летчиков юношам пришлось сделать не одну землянку для боеприпасов, а затем в Рузаевке, при школе младших авиаспециалистов, изучать основы воинских уставов и строевую подготовку. Только после этого их отправили в школу морских летчиков в город Молотов (сейчас — Пермь).

— Из 25 саранских ребят в памяти осталось 15-16, — сетует Александр Казаков. — Вот они: Володя Шуляев, Андрей Захаркин, Володя Пономарев, Толя Белов, Гена Кузнецов, Слава Богатырев, Володя Котлов, Толя Кузнецов, Павел Шипов, Коля Тюркин, Витя Фокин, Боря Балакирев, Коля Тюрин, Гущин (жаль, не помню имени!), Калмыков... После окончания школы нас отправили по разным флотам. Где вы, друзья-однополчане?

28 лет своей жизни Александр Казаков отдал морской авиации: с 1944 по 1971 годы он служил на Черноморском и Тихоокеанском флотах.

— Пороха нам, молодым, понюхать уже не пришлось, — рассказывает полковник в отставке. — Мы летали только на разведку. Наш 13-й гвардейский полк бомбил болгарские и румынские порты.

Подготовка и летная практика делала из морских летчиков пилотов экстра-класса. Им приходилось сбрасывать торпеды в 20 метрах над водой, выполнять акробатические «трюки» над волнами! Впрочем, трудности не пугали Александра Ефимовича: он вырос в семье настоящих защитников Отечества. На полях первой мировой войны сражался его отец Ефим Сергеевич. Самому Александру Казакову пришлось полетать на 8 типах самолетов: У-2, ПО-2, ЛИ-2, ИЛ-2, СИ-47, торпедоносце ТУ-2, дальнем бомбардировщике ИЛ-4 и реактивном Ил-28. На счету летчика 119 прыжков с парашютом. Красноречиво о его смелости свидетельствуют и награды на кителе.

«Мордовская» летная школа стала настоящей кузницей кадров для морской авиации.

— В 50-60-х годах прошлого века на Черноморском флоте о морских летчиках, учившихся и служивших в Мордовии, много рассказывали мои командиры, — вспоминает Александр Ефимович. — Это начштаба 2-й гвардейской имени генерала Токарева морской ракетоносной авиадивизии гвардии полковник И.С. Емельянов, командир морского ракетоносного авиаполка, а позже начштаба все той же дивизии Герой Советского Союза гвардии полковник К.С. Усенко. В годы войны первый из них служил в запасном авиаполку в Чамзинке, второй — в Саранске.

В 1968 году на Тихоокеанском флоте Александру Ефимовичу довелось еще раз встретить бывшего начальника саранского авиаучилища Злыгарева. Тот уже носил звание генерал-майора и был начальником отдела боевой подготовки авиации ВМФ.

— Я представился, — рассказывает Казаков. — Генерал сказал мне, что хорошо помнит «те незабываемые дни в Саранске».

В 1950-х годах Александр Казаков был направлен в 688 дивизию пикировщиков (летающих на ПЕ-2). Начальник отдела кадров спросил у него: «Ты откуда родом?» — «Мордовия», — ответил летчик и получил второй вопрос: «Мордвин?» — «Да», — сказал Александр Ефимович и услышал: "Еще один мордвин прибыл! У нас зам. командующего авиацией флота Герой Советского Союза генерал Гуляев — тоже мордвин. И ваш командир авиаполка, Герой Советского Союза Турков — тоже.

Из живущих в Саранске ветеранов авиации флота Александр Казаков хочет назвать полковника Григория Корнелаева. На ИЛ-2 как воздушный стрелок Григорий Степанович воевал на Черноморском флоте. Второй ветеран — майор Борис Алексеевич Балакирев, участник боев на Дальнем Востоке.

Военную династию Казаковых продолжают дети и внуки полковника. 28 лет отдал армии его сын Сергей: полковник, военный врач, 6 раз бывавший в Чечне. Психологом десантной бригады служил старший внук Александра Ефимовича Денис.

— Верю, что со временем мои внуки тоже свяжут свою жизнь с армией, — говорит Александр Казаков. — Возможно, и с морской авиацией, ударной силой нашего флота!

«Известия Мордовии»