Последняя награда фронтовика
20.08.2010 15:22
В прошлом году, 9 мая, на информационной ленте нашего агентства, в рубрике «Интервью» вышел материал «Человек, подаривший нам свободу». Он был приурочен к празднику Великой Победы и рассказывал о фронтовых дорогах участника Великой Отечественной войны Ивана Ивановича Новикова. Он был старейшим из ветеранов войны нашей республики, 1 июня этого года ему исполнилось 94 года. А 17 августа его не стало: отказало сердце. Похоронили его со всеми почестями, было много народа. На похоронах, как водится, говорилось много хорошего об ушедшем. Мы тоже решили вспомнить Ивана Ивановича.

Ветеранов той войны осталось мало и с каждым годом становится еще меньше. И значительная часть оставшихся в живых ветеранов либо прикованы к постели, либо есть другие, что большинство времени проводят дома, стараясь много не двигаться. Иван Иванович же долгое время оставался вполне мобилен, ходил на мероприятия, в школы, в училища, особенно в дни, предшествующие 23 февраля или 9 мая.
-Военным я хотел стать с детства, поэтому и выбор мой был вполне осознанным, говорил Иван Иванович.- И вот мечта моя осуществилась: я курсант военного училища, и не простого, а артиллерийского. Тогда это в большом почете было. Да и училище наше было показательное. Поэтому нас нередко посещали крупные военноначальники того времени. В
-Сейчас, по происшествии времени, можно сказать определенно, что мы не были готовы к той войне,- свидетельствовал Новиков.- Эту неготовность показала еще финская кампания. Раньше этот факт замалчивали, теперь можно говорить. У нас был велик патриотизм, горяча любовь к Родине. Но в наличии была устаревшая техника, часть высшего комсостава сидела в лагерях, подготовка солдат велась не на должном уровне. О предстоящей войне много говорилось загодя, а в преддверии 22 июня даже назывались день и время нападения врага на СССР, но все равно она началась неожиданно. Сталин до последнего дня не верил, что Гитлер может нарушить пакт о ненападении.
Новая техника, по словам Новикова, поступила на вооружение лишь в 1942 году. Иван Иванович вместе с другими специалистами по артиллерийской технике ездил в Москву принимать «Катюши». С ними он отправился на Калининградский фронт. Потом его перебросили на Западный фронт под Ржев. А затем Новиков оказался под Сталинградом. В самом городе уже шло сражение и артиллерию туда не пустили, потому что огнем вместе с врагами, можно было уничтожить и своих. Но он по рассказам непосредственных очевидцев знал, как Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Как дрались с немцами насмерть тихоокеанские моряки, которых привезли с Дальнего Востока. К воюющим не пропускали машины с продовольствием. Немцы пытались кормить своих солдат, сбрасывая провизию парашютами. Но парашюты с едой иногда попадали и к нашим. И советские солдаты ели немецкие галеты, сушеную колбасу, растворяли спиртовые таблетки. Новиков попал в Сталинград, когда город стал уже нашим,
После этого Иван Иванович Новиков с боями дошел до Брянска. До самой Победы воевал на Волховском фронте. Сразу после 9 Мая его отправили на Дальний Восток, воевать с самураями. Он и ушел в отставку с Дальнего Востока в 1965 году. И все то время, двадцать лет, командовал полком.
А однажды, в начале 50-х,- вспоминал ветеран,- хотели направить меня служить в Германию. Предложение было заманчивым, и перспектива открывалась хорошая. Но в то время подобным перестановкам предшествовала очень тщательная проверка. А у нас начальником особого отдела был выходец с Пензы, по сути дела, мой земляк. Но вместо земляческого отношения он проявил особое рвение к проверке моей особы. А зацепиться было за что. Конечно, фронтовая биография у меня безупречная, воевал я честно. Но мой дядя жил в Америке, а у деда до революции была своя мельница, он содержал табун хороших лошадей. Дядя никогда не был контрой, а дед не считался мироедом, но особистам-то что до этого? Главное-человек замаран. Последовали продолжительные беседы в особом отделе, и я понял, что в Германию я не поеду в любом случае, главное тогда жизнь спасти. Но в это время случились перестановки и на правительственном уровне. После смерти Сталина был объявлен врагом народа нарком госбезопасности Берия. И в результате арестован был не я, а начальник особого отдела. Между прочим, у него нашли много грамот, выданных за хорошую работу, за подписью Лаврения Берии.
Иван Иванович много тогда рассказывал и о своей службе в мирное время. О том, как он вез призыв с Украины: 3 тысячи человек в 46 вагонах. О том, как маршал Малиновский вручил ему именное ружье за умелое руководство полком в 1955 году. Возмущался сегодняшней дедовщиной в войсках: раньше такого не было, куда смотрят отцы-командиры, воспитанию личного состава надо уделять побольше времени. Рассказывал и о своей работе в республиканском Совете ветеранов.
У Ивана Ивановича много наград за боевые заслуги. Когда он одевал мундир со всеми орденами и медалями, ему иной раз становилось тяжело, как он сам признавался. Сколько металла на груди. И он перед школьниками старался выступать всегда в своей обычной одежде, а парадную надевал в самый торжественный день 9 Мая. И тогда награды горели огнем, а душу его переполняло чувство гордости за советский народ, который тогда, в
Очередную награду юбилейную медаль «65 летие Победы в Великой Отечественной войне» Новиков получил в числе первых из рук Главы Республики Мордовия на торжественном собрании, посвященном Дню защитника Отечества, 23 февраля этого года. Нельзя сказать, что эта медаль самая дорогая награда для ветерана. Те, фронтовые, конечно, были более весомые. Но и к юбилейным наградам у воевавших отношение особое. С каждой из них все дальше и дальше уходит та война, унесшая много жизней, и Великая Победа положившая этой войне конец. Сейчас уже 65 лет без войны, а юбилейная медаль лежит у вдовы Ивана Ивановича на почетном месте.
Семен МИХАЙЛЕВИЧ