Горький смех Георгия Данелия

18.08.2010 10:47

Летчик-вертолетчик, развозящий грузы и людей между горными селениями, решает стать пилотом международных авиалиний. И исполняет свою мечту — но это не делает его счастливым... Удачливый слесарь-сантехник, прекрасно приспособившийся к жизни в столице, вдруг бросает работу, квартиру и едет в родную деревню, а оттуда — в никуда, на край света... Талантливый переводчик, красавец мужчина в расцвете лет, бегает по кругу, пытаясь угодить всем: бездарной коллеге, уставшей от вранья жене и от несбыточных обещаний любовнице...

g-daneliyaГеоргий Данелия умеет рассмешить — одной деталью, жестом, фразой: «Гони рубль, родственник!». Но смех для него не цель. Главное — заставить человека задуматься. О смысле жизни. О том, что такое счастье, любовь, верность, смелость...

Этим он занимается вот уже 50 лет. А думает об этом еще дольше — почти с рождения. А ведь ему 25 августа исполняется 80 лет!

Счастливый случай

В кино его привел случай. После школы Гия Данелия выбрал архитектурный институт. Вероятно, сказались отцовские гены: Николай Данелия был главным инженером Метростроя. Однажды молодой архитектор прогуливался с товарищем возле Института проектирования городов, где он работал, рассуждая о том, как он мечтал строить новые города и как его энтузиазм оказался никому не нужен... И тут молодые люди увидели спящего пьяницу. Мужчина был прилично одет, и они решили его разбудить. «Я не пьян!» — сказал он, а для убедительности достал газету и сделал вид, что читает.

Газета была — «Советская культура», а в ней — броский заголовок: «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы!
— Если бы не эта встреча — в моей жизни все было бы по-другому, — говорит Георгий Николаевич.

Пьяный демарш

Свой первый фильм «Сережа» — историю пятилетнего мальчика, мама которого вышла второй раз замуж — Георгий Данелия снял ровно полвека назад: в 1960 году.

Кураторы фильма сказали начинающему режиссеру, что роль отчима должен сыграть Сергей Бондарчук. От того, согласится он или нет, зависит успех картины. Бондарчук уже был знаменитым актером — героем фильмов «Молодая гвардия», «Тарас Шевченко», «Отелло»... Данелия в душе надеялся, что мастер откажется сниматься в фильме у новичка. Он не представлял, как вчерашний Отелло будет играть обыкновенного русского мужика, — ему казалось, Бондарчук испортит ему фильм. Однако Сергей Федорович и его жена Ирина Скобцева согласились. А потом...

— Начали снимать со сцены, как Сережа приносит сломанный велосипед, а Коростелев, которого играет Бондарчук, говорит с огорчением: «Да, брат, ловко ты его». Снимаем — Бондарчук говорит фразу, улыбаясь. Просим говорить огорченно — «хорошо!» — и опять улыбается...

Вечером, когда Сергей Федорович позвал всех в номер отмечать свой 39-й день рождения, Георгий Данелия хорошенько выпил — и... сказал Бондарчуку все, что о нем думает! Назвать народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии «надутым индюком» — было равнозначно приговору, если не себе, то, по крайней мере, фильму. Но Бондарчук сумел переступить через обиду. И подчинился: ведь он в данном случае — актер, и должен слушаться режиссера. Даже если тот молод и неопытен… С тех пор они стали друзьями…

«Бывает все на свете хорошо»

А прославил Георгия Данелия его третий фильм — «Я шагаю по Москве». Причем, не только в нашей стране. Несколько лет назад режиссер познакомился с французским продюсером, тот поинтересовался у переводчика, какие картины снял Данелия. А когда услышал про «Я шагаю по Москве», спросил: «Это не тот ли, где девушка идет под дождем, а за ней на велосипеде едет парень с зонтиком?».

Эпизод этот придумал поэт Геннадий Шпаликов, ставший сценаристом картины. Данелия считает, что своим успехом фильм во многом обязан его поэтическим находкам.

— «Я шагаю по Москве» — одна из первых импрессионистских картин. То есть это такое кино, где нет ни политики, ни социальных проблем, где главное — настроение, — говорит Евгений Стеблов. — Потом у Георгия Николаевича, который сказал этим фильмом новое слово в кино, было много последователей... Сама картина — как легкое дыхание. И мы работали над ней очень легко — «Я шагаю по Москве» снята с одного дубля. А все потому, что Данелия очень точно знает, чего он хочет. Он четко ставил задачи, а мы их выполняли. Это самая легкая картина в моей жизни — по производству, по атмосфере... А знаете, как выбирали главную мелодию? Мы шли с Георгием Николаевичем по коридору после съемки, и он предложил: «Пойдем, выберем мелодию». Мы зашли в музыкальную комнату, Андрей Петров сыграл несколько тем. Данелия спросил меня: «Тебе какая понравилась?» — «Вот эта». — «И мне тоже».
Песня «Бывает все на свете хорошо» сразу после выхода фильма стала народным хитом.

Краденая Катя

В 1974 году Георгия Данелия заинтересовал сценарий о пьянице-сантехнике Афанасии Борщове — бесполезном и безответственном человеке, который своим коллегам приносит немало хлопот, а молоденькую медсестру Катю делает несчастной. В руках Георгия Николаевича эта мрачноватая история превратилась в... лирическую комедию.

Главного героя мог сыграть и польский актер Даниэль Ольбрыхский, и легендарный Владимир Высоцкий. Однако выбор режиссера пал на Леонида Куравлева. И тот сделал Афоню таким обаятельным, что зритель готов простить этому пьянице все — даже то, что он совратил и бросил по уши влюбленную в него девушку...

— Удивительно: многие зрители знают меня по роли пьяницы Афони, а сам я вообще не пью! — говорит нам Леонид Куравлев. — Эта роль, в общем-то отрицательная, ничем не помешала мне в жизни, наоборот, кажется, добавила зрительской любви...

Евгению Симонову для съемок в «Афоне» пришлось... выкрасть! Георгий Данелия утвердил ее без проб, а потом стало известно, что актриса занята в другой картине. Спас режиссера директор фильма Александр Яблочкин. Он полетел в Башкирию, где снималась тогда Евгения, и увез ее, оставив записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин». После, конечно, был скандал. Но на три дня Симонова все-таки оказалась в распоряжении Георгия Данелия. И эпизоды с Катей снимали круглосуточно...

А звездную роль главного героя «Мимино» — летчика Валико Мизандари — режиссер писал специально для Кикабидзе.
— Буба был знаменит как певец задолго до выхода моих фильмов с его участием. И меня в Грузии стали узнавать, благодаря ему, — скромничает Данелия.

Осенний марафон

Первая его жена Ирина Гинзбург по профессии юрист. Их дочь Светлана, как и мама, стала юристом — кстати, неопытную, но толковую и принципиальную девушку-адвоката для фильма «Мимино» Данелия «списал» с дочери. Со второй женой, актрисой Любовью Соколовой, режиссер прожил больше четверти века. Их талантливый сын Николай — поэт, художник, режиссер — ушел из жизни молодым… Нынешняя жена Георгия Данелия Галина Юркова — журналист, актриса и режиссер.

Пожалуй, самый личный фильм Георгия Данелия — это «Осенний марафон». Георгий Николаевич как-то признался: «Володин написал сценарий о себе, а я, сознаюсь, снимал эту историю про себя». История эта о бесхарактерном Бузыкине, который изменяет жене, но не находит решимости ей открыто об этом сказать, изворачивается, как может, а любовнице обещает оставить жену — и так по кругу мучает всех...

— Моя помощница Леночка Судакова предложила попробовать Олега Басилашвили, я его в этой роли не представлял — как такой красивый, уверенный в себе мужчина может сыграть малодушного Бузыкина? — вспоминает Георгий Данелия. — А она при удобном случае опять свое: «Давайте попробуем Басилашвили!». Однажды она привела-таки Басилашвили, сказала, что у него как раз есть время отсняться для пробы. Я согласился — не хотел обидеть актера, назначил время вечером. А Леночка: «Может, вы подвезете Олега Валериановича — вам по пути?». Я подбросил его, куда ему было нужно, а потом оглянулся и удивился: Басилашвили стоит, ссутулившись, не знает, как дорогу перейти, дойдет до середины, потом вернется... Это решило все. Вечером были пробы — Олег Басилашвили и Марина Неелова играли на загляденье хорошо!

«Вечерний Саранск»