Помни имя свое

16.08.2010 15:22

Завет или заклинание «Помни имя свое» пришло из глубокой древности. Cмысл его состоит в том, чтобы каждый человек помнил не только имя, которым нарекли его родители, но и свой род, свою национальную принадлежность. Негоже быть Иваном, не помнящим родства. Конечно, нет спору, все люди равны, вне зависимости от национальной принадлежности. И чтобы узаконить последний постулат, в 90-х годах прошлого столетия на волне демократических реформ из паспортов российских граждан убрали графу о национальности. Каждый стал гражданином России, остальное — неважно. И действительно, стало не важным. Спроси сейчас молодого человека, живущего постоянно в большом городе, говорящего на русском языке, который и паспорт-то получал в послереформенное время, какой он национальности, ответит не каждый. Вернее, большинство скажут убежденно, что русские. Они и не вспомнят, а могут попросту и не знать, что в 30-х, в 40-х, в 50-х, в 60-х, в 70-х, в 80-х годах прошлого столетия, их бабушки и дедушки, а если позже, то папы и мамы, оставили свою родную глубинку в Мордовии, Чувашии, Мари Эл или Башкортостане и поехали за лучшей долей в Москву, Ленинград и т.д., Россия — большая, а Советский Союз — еще больше. Так забывались родные языки, так предавались забвению национальности.

Сейчас пришло вспомнить о своих корнях. В октябре этого года состоится Всероссийская перепись населения, после которого можно будет назвать количественный состав того или иного народа Российской Федерации. На сегодняшний момент перепись — это единственный источник сведений о национальном составе населения и владениями языками. И тут важно, чтобы каждый назвал свою настоящую национальность. Чтобы потом с точностью можно было сказать: сколько в Мордовии мордвы, сколько татар, сколько русских...

На одном из мероприятий, посвященных предстоящей переписи, где мне довелось присутствовать, речь зашла о сохранении численности своего народа. Присутствующим раздали брошюрки, в которых графически была отображена динамика численности мордовского народа, по убывающей. Первая численность датируется 1926-м годом: 1 340 394 чел., потом в 1959-ом — 1 285 116 чел., в 1970-ом — 1 262 670 чел., в 1979-ом- 1 191 765 чел., в 1989-ом — 1 153 987 чел., в 2002-ом — 843 350 чел. Окончательную цифру на сегодняшний день назовет перепись, но где-то недавно уже прозвучало −830 000 чел. Все меньше и меньше. Но это совсем не означает, что люди мордовской национальности вымирают. Нет, их количество, скорее всего, осталось на прежнем уровне, но многие не считают нужным записать себя (или считать) мордвином. И это несмотря на то, что мордва — это народ с более чем тысячелетней историей, со своей неповторимой богатейшей национальной культурой и традициями. Некоторые забыли (или вовсе не знали) свою родословную. А в межнациональных браках, когда выбирали национальную принадлежность одного из родителей, не всегда выбор падал на мордву. Сейчас пришло время вспомнить свои корни и остановить сокращение численности мордовского народа. И повод подходящий —Всероссийская перепись населения, единственная возможность, когда человек может заявить о своей национальности. Причем, конфиденциальность этих данных, как обещают, гарантируется. Хотя нужна ли эта конфиденциальность на современном этапе? Преследование на национальной почве в цивилизованном обществе отсутствует. А у нас, смею надеяться, общество вполне цивилизованное. О чем и свидетельствует большое количество межнациональных браков. Никто своей национальности уже не стесняется, даже анекдоты о чукче вышли из моды. Так в чем же дело?

Следует отметить, что по данным Всероссийской переписи населения 2002 года мордовский народ проживает более чем в 30 регионах России, от Калининграда до Дальнего Востока. Считают ли они себя мордвой? Свыше ста тысяч представителей мордовской национальности остались за пределами России после распада СССР: 30 тыс. — в Казахстане, 20 тыс. — в Украине, 12 тыс. — в Узбекистане и др. (данные даны на момент отделения братских республик). Приходилось встречать и тех, и других. Если первые, как правило, являются частью мордовской диаспоры в различных регионах России и в большинстве своем знают язык и даже общаются на нем, то живущие за пределами страны, считают себя мордвой, но языка не знают. Надо сказать, что помимо графы «национальность» в переписном листе на нынешней переписи населения будет вопрос и о родном языке (как видим, разница тут есть). Вот тут уж каждый человек сможет указать, кем он себя чувствует. Вне всякого сомнения, что тут-то многие себя заявят русскими: большинство говорят на этом языке с момента рождения, это язык межнационального общения и в образовательных учреждениях большое внимание уделяется русскому языку и литературе. Кстати, владению русским языком в переписнике также уделяется свое место.

В настоящее время в министерстве по национальной политике РМ немало разговоров ведется о взаимоотношениях с соотечественниками, переехавшими в свое время на постоянное место жительства в один из регионов России (а если раньше, то — Советского Союза). Прежде народ к переезду толкали неустроенность в жилье, низкая заработанная плата, невозможность найти себе применения в существовавших условиях. Все это в прошлом. Сейчас любой специалист сможет найти себе применение в Мордовии. В республике развито ипотечное строительство, молодежь пользуется льготами на получение жилья. В столице республики построено много объектов для отдыха жителей. А сколько еще строится!.. Необходимо донести эти факты до наших земляков, покинувших родину. Надо рассказать им о грядущих перспективах, о создании Технопарка в сфере высоких технологий, о приближающемся 1000-летии единения мордовского народа с народами Российского государства. Использовать любую возможность, способствующую возвращению человека к себе на родину. Появилось предложение составить списки всех уехавших в различные регионы, наладить сбор информации, фамилий, адресов и начать с ними работу по переманиванию в Мордовию. Может, и возвратятся на землю предков?

Между тем, к графе о национальности в переписном листе некоторые соотечественники относятся, как к лишней возможности похохмить, поводу «поприкалываться». В одном из последних номеров «Финно-угорской газеты», выходящей у нас, в интервью с заместителем директора института этнологии и антропологии РАН Владимиром Зориным, было рассказано об одном случае, происшедшем на прошлой переписи. Там один молодой человек решил пошутить, и записался инком, говорящем на языке могикан. И в этом своем чудачестве он не был одинок. Но там же, в интервью, содержится и заверение в том, что в этом году таких шутников станет меньше. Ныне люди заинтересованы в том, чтобы обозначить свою идентичность. Наверное, каждый теперь понимает, что чем больше будет людей определенной национальности, тем больше от государства поступит средств на развитие языка, культуры, литературы этноса.

Есть такой термин — манкурт, т.е. человек с потерянной памятью. Кстати, он взят из романа киргизского классика Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И больше века длится день...»). Именно там рассказывается тюркская притча о том, как враги у плененных людей уничтожают память, превращая их в бездушное рабское создание, и те потом были готовы на истребление своего рода, убийство родителей. Между прочим, в Киргизии и Казахстане так до сих пор называют тех, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных традиций и ценностей, потерял нравственные ориентиры. Значит, киргизов и казахов волнует вопрос сохранения своей национальной целостности, своих корней. Волнует он и жителей Мордовии. Тех, кто встречал Президента России Владимира Путина у памятника Феодора Ушакова, тех, кто гостеприимно принимал посланцев из разных стран и республик во время фестиваля «Щумбрат, Финно-Угрия!» и тех, кто готовится сейчас к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»