Пластика движения под знаком Льва
13.08.2010 13:47

Ты пишешь вздор...
Скорее всего, Тамара Баргова запомнится читателям не как журналист, хотя этому ремеслу отдала 13 лет, а как редактор Мордовского книжного издательства, где у нее навсегда сложилась репутация великолепного профессионала, и эти ее способности всегда будут востребованы. На днях председатель Союза писателей Мордовии А.М. Доронин, разговаривая с писателем и профессором МГУ имени Огарева А.И. Брыжинским, спросил: «Кому хочешь доверить свою книгу для редактуры»?
— Барговой, если согласится. Лучшего редактора я не знаю.
Объясним для несведущих читателей, что такое книжный редактор. Прежде всего, это широко образованный человек, который может из «романчика» не очень подготовленного автора создать вполне читабельный роман. Редактор — это очень внимательный специалист, который в рукописях находит «крокодиловы» перлы, исправляет их, чтобы писатель не стал посмешищем. Для примера. Однажды автор этого материала допустил в своем очерке нелепое предложение: «Петр с карпом прошел на кухню». Редактор добавил два слова: «...в руках». А ведь Карп еще и мужское имя. Все стало чисто, а в итоге получилось: «Петр с карпом в руках прошел...»
Объясним для несведущих читателей, что такое книжный редактор. Прежде всего, это широко образованный человек, который может из «романчика» не очень подготовленного автора создать вполне читабельный роман. Редактор — это очень внимательный специалист, который в рукописях находит «крокодиловы» перлы, исправляет их, чтобы писатель не стал посмешищем. Для примера. Однажды автор этого материала допустил в своем очерке нелепое предложение: «Петр с карпом прошел на кухню». Редактор добавил два слова: «...в руках». А ведь Карп еще и мужское имя. Все стало чисто, а в итоге получилось: «Петр с карпом в руках прошел...»
Вот такие перлы приходится находить и исправлять редактору.
Тамара Сергеевна довольно прямолинейный человек, и если ей что-то не нравится, может сказать об этом в лицо. Однажды мы встретились на улице, и она беспощадно раскритиковала одну из моих книг: «Иван, ты написал редкий вздор, — и требовательно добавила: — Признайся, что это так».
— Признаюсь.
А вообще, современная литература и пугает Баргову, и смешит своей анекдотичностью. Однажды в издательство пришел молодой человек и принес роман в общей тетради, написанный от руки. Суть романа такова: главный герой — молодой человек не находит себя в современной жизни и эту душевную неустроенность выражает в агрессии — на протяжении всего «романа» он в троллейбусе или электричке все время кого-то расчленяет. Более того, такой вопиющей безграмотности Тамара Сергеевна, пожалуй, и не встречала. При следующей встрече спросила, кого из классиков прочитал автор сего творения? Ответ чисто анекдотический: «А зачем мне их читать? Я сам пишу. Пишу то, что интересно для молодежи. А классики уже давно никому не нужны».
«Треугольники» красоты
А вообще, современная литература и пугает Баргову, и смешит своей анекдотичностью. Однажды в издательство пришел молодой человек и принес роман в общей тетради, написанный от руки. Суть романа такова: главный герой — молодой человек не находит себя в современной жизни и эту душевную неустроенность выражает в агрессии — на протяжении всего «романа» он в троллейбусе или электричке все время кого-то расчленяет. Более того, такой вопиющей безграмотности Тамара Сергеевна, пожалуй, и не встречала. При следующей встрече спросила, кого из классиков прочитал автор сего творения? Ответ чисто анекдотический: «А зачем мне их читать? Я сам пишу. Пишу то, что интересно для молодежи. А классики уже давно никому не нужны».
«Треугольники» красоты
Тамара Сергеевна считает, что за свою жизнь прочитала немного, но рядом с многими молодыми читателями чувствует себя эрудитом. А по мнению автора, она действительно имеет обширные знания в русской и зарубежной литературе.
Беседуя, мы остановились на известных трех основных темах романов. Прежде всего, это так называемый любовный треугольник, затем — вечная, но от этого не менее актуальная тема отцов и детей. Третья важная тема — подвиг — военный, трудовой, духовный... Знает ли об этом молодой автор? Однозначно, нет.
Тамара Сергеевна говорит начинающим авторам, что наши классики были широко образованными людьми, в своих произведениях нередко ссылались на библейские, древнегреческие, индийские, западноевропейские источники, и в итоге создали лучшую в мире литературу с самыми красивыми «треугольниками». Начиная со «Слова о полку Игореве» и заканчивая Шолоховым и Буниным, любовь и подвиг в нашей классической литературе прекрасны. А главное, русская литература понятна всем.
В конце концов, не иметь представления о классической литературе — это неприлично. Классики никому не нужны? Нужны. Но, видимо, не маргинальной молодежи.
«Оставаться верной себе»
Новая книга Тамары Барговой «Пластика движения» — это публицистика и художественная проза. Автор остается верной себе искренностью изложения, психологизмом. «Пластика движения» рассказывает о судьбах людских, о мгновениях, которые как вспышка освещают всю жизнь. По мнению автора, у каждого человека таких мгновений наберется немало.
А научно-популярное издание «Книжный мир Мордовии» Тамары Барговой интересно и полезно для старшеклассников и студентов-гуманитариев. Книга посвящена истории книгоиздания в Мордовии, рассказывает о литераторах и тех издателях, которые большую часть жизни посвятили созданию книг.
Журналист, писатель
Свой путь в журналистику Тамара определила довольно рано — в 8-ом классе. Первые сочинения она публиковала в Большеигнатовской районной газете «Восход», где ее отец работал заведующим отделом. Однажды, когда она отдыхала во Всесоюзном лагере «Орленок», ее спросили: «Что умеешь делать?» Девочка не умела ни петь, ни танцевать, ни рисовать и призналась, что сотрудничала с газетой. Она оказалась в пресс-центре «Орленка» и выпустила свою первую газету. Видимо, номер получился хорошим — юная Тамара получила грамоту администрации лагеря.
А после школы поступила в Уральский госуниверситет на факультет журналистики в Свердловске. Практику после каждого курса она проходила в разных городах Советского Союза, и объездила чуть ли не всю страну. По окончании университета работала в родной газете «Восход», 13 лет — в республиканской газете «Эрзянь правда», 17 лет — в Мордовском книжном издательстве.
Газета в творческой биографии журналиста всегда оставляет в памяти горячие или острые эпизоды, с героями которых встречаться, мягко говоря, нелегко. Тамара Сергеевна вспомнила случай в Ардатовском районе на празднике «Раскень озкс», на котором было много гостей. Баргова представилась, и одна из присутствовавших рассмеялась: «Я тебя давно знаю. 25 лет назад ты в „Эрзянь правде“ меня сильно раскритиковала». Спрашиваю: «Наверное, обижаешься и считаешь, что критиковала неправильно?»
— Все правильно: в клубе у нас действительно было именно так.
Обидчица (журналист) и обиженная по-новому познакомились и даже на память вместе сфотографировались. Тамара Сергеевна вспомнила этот эпизод не для хвастовства: мол, вот какая я, а чтобы сказать, что и она жизнь прожила не зря, что-то сделала; и может сделать еще что-то полезное.
Обидчица (журналист) и обиженная по-новому познакомились и даже на память вместе сфотографировались. Тамара Сергеевна вспомнила этот эпизод не для хвастовства: мол, вот какая я, а чтобы сказать, что и она жизнь прожила не зря, что-то сделала; и может сделать еще что-то полезное.
Летописец Мордовии
Конечно, многие помнят Тамару Баргову как журналиста, но с годами ее чаще называют летописцем Мордовии, и не случайно: за последние годы она успела написать семь книг о районах республики. И все районы, о которых писала, по ее признанию, стали такими же родными, как родной Большеигнатовский. Это означает, что она работала от души, проникаясь интересами, проблемами, жизнью того или иного района.
А еще у нее есть книги о предприятиях, которыми гордится не меньше, чем районными. Начиная книгу об «Электровыпрямителе», она обратилась с письмом к выдающемуся ученому, нобелевскому лауреату Жоресу Алферову, и он прислал для будущей книги свое приветствие. Непросто было связаться с ученым такого ранга, но помогла журналистская закалка.
Да любую ее книгу возьми и встретишься с людьми с богатой биографией, с людьми яркими, неординарными. Никого не оставит равнодушным ее книга «Казань-Саранск: узы дружбы». Книга получилась насыщенной, и, говорят, ее оценил даже Владимир Путин: будучи президентом, он принимал участие в праздновании 1000-летия Казани. Кстати, от президента Татарстана М. Шаймиева у Тамары Барговой имеется медаль за создание этой книги.
Поздравляем нашу коллегу Тамару Баргову с юбилейной датой и желаем ей многолетнего творческого вдохновения.
«Известия Мордовии»