Пожарный танк-робот из Харькова защитит леса

04.08.2010 10:07

altНа сегодняшний день только наиболее экстравагантные оптимисты могут опровергать существование глобального потепления — установившаяся этим летом температурная аномалия не оставляет сколько нибудь весомых аргументов противникам этой теории. Кроме сугубо субъективных ощущений, в пользу потепления высказывается и всезнающая статистика — за всю историю инструментального наблюдения в последние пятнадцать лет зафиксированы десять мировых рекордов высоких температур. Аномально высокие температуры подняли в атмосферу колоссальное количество влаги, в нашу жизнь пришла Большая Засуха. В свою очередь, засуха спровоцировала беспрецедентное количество пожаров в лесах и на торфяниках — на данный момент в России насчитывается более двадцати пяти тысяч пожаров, полыхает полмиллиона гектаров леса! И если ещё лет десять назад крупные лесные пожары случались раз в три-четыре года, то теперь ежегодно с весны до осени над страной плывёт дым пожарищ. Перечислять бедствия, принесённые в нашу жизнь пожарами нет смысла — достаточно просмотреть новости по телевизору или интернету, а во многих местах — просто выглянуть в окно.

Существующая на сегодняшний день пожарная техника не в состоянии адекватно реагировать на возросшую угрозу. Леса тушат пожарными самолётами и вертолётами, но их количество явно недостаточно — общий парк по стране насчитывает несколько десятков машин (соотнесите эту цифру с количеством пожаров!), их эксплуатация крайне затратна — один час работы пожарного самолёта стоит двадцать-тридцать тысяч долларов. К тому же, летательный аппарат по определению не может взять на борт большое количество воды, к примеру, вертолёт Ми-8 поднимает всего две-три тонны, вследствие чего применяется для тушения не полномасштабных пожаров, а очагов возгорания, т.е. пожара, не обретшего ещё полную силу. Сброс воды на очаг возгорания происходит с большой высоты (на малых высотах это проделывать небезопасно), зона пожара экранируется восходящим потоком горячего воздуха, и, как следствие — лишь 5-10 % воды попадает в цель.

Более точно водой могут распорядиться пожарные машины, более двадцати пяти тысяч единиц специальной техники борется с огнём, но и их применение не лишено недостатков. К примеру, типовой пожарный автомобиль — автоцистерна АЦ-4 на шасси «Урал- 375» берёт на борт всего четыре тонны воды. «Выстрелив» эту воду за несколько минут, машина должна для пополнения «боекомплекта» отправляться к ближайшему водоёму, порой за десятки километров. Даже вездеходное «Ураловское» шасси частенько пасует в условиях бездорожья, а бензиновый двигатель и обычные пневматические шины часто оказываются уязвимыми в условиях, когда огонь распространяется с авиационными скоростями — порой до 100 метров в минуту. Кроме того, в обычных пожарных машинах не предусмотрена защита не только от высоких температур, но и от механических повреждений, например, от упавшего дерева. Новости о борьбе с пожарами напоминают фронтовые сводки: исчезают с лица земли сёла и посёлки, тысячи людей остались без крыши над головой, гибнет техника, и, самое страшное — гибнут люди.

Логичным шагом в сложившейся ситуации было бы использование для тушения лесных пожаров машин, созданных на базе военной техники. На базе боевой машины пехоты НИИтрансмаш создал лесопожарную машину ЛПМ-02, Прилукский завод на базе армейского гусеничного транспортёра ГТ-СМ выпускает лесной пожарный вездеход ВПЛ-149, разработаны машины на базе различных модификаций БТР и двухзвенных транспортёров Ишимбайского завода. Эта техника защищена значительно лучше, чем «гражданские» пожарные машины, имеют значительно более высокую проходимость, особенно в тех случаях, когда используется гусеничная ходовая. Но сколько-нибудь значительного повышения свойств не произошло, в первую очередь из-за неспособности этих машин взять на борт большое количество пожарного оборудования и гасящих средств. Упоминавшаяся ЛПМ-02 может доставить к очагу возгорания 5 т гасящего состава — всего на тонну больше обычной пожарной машины, а вездеход ВПЛ-149 всего лишь полтонны.

Следующим шагом стало использование более мощных и защищённых танковых шасси. Проходимость танка уже вошла в поговорку, при необходимости машина на танковом шасси может идти через лес «не разбирая дороги».

На танк, взамен демонтированной башни, ставится цистерна, водомёт с лафетным стволом и дополнительное оборудование. По этому принципу и создан ряд гусеничных пожарных машин высокой защищённости: российская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55», немецкие конструктора создали машину на шасси «Леопарда- 2». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» — танк «Тип-59».

Однако, проблемы эти машины почему-то не решают: в массовое производство их не запускают и дальше опытных образцов дело, как правило, не altзаходит. В чём же причина? Ответ прост — переделка техники решает лишь часть проблем. Мощная броня, необходимая танку, оказывается явно избыточной для пожарной машины — на машине приходится возить несколько тонн лишней защиты. Цистерна, установленная на корпус с минимальным объёмом переделок, оказывается явно недостаточной для машины такого класса — от четырёх тонн на «китайце» до пятнадцати тонн на одной из модификаций чешской машины. Кроме того, расположенная на приличной высоте цистерна значительно поднимает центр тяжести — работа на уклонах для таких машин сопряжена со значительным риском. Для доступа к двигателю приходится пускаться на дополнительные ухищрения — к примеру, на ГПМ-54 задняя цистерна для этой цели поднимается специальными гидроцилиндрами. И без того спартанские, рабочие места танкистов комфортнее не становятся — расположенная наверху цистерна зачастую протекает. О сколько-нибудь значительных объёмах под размещение специального оборудования не приходится и мечтать — в забронированном объёме корпуса каждый кубический дециметр уже задействован.

Выход из тупиковой, на первый взгляд, ситуации предложили конструктора Харьковского бронетанкового ремонтного завода (ХБТРЗ). Не отказываясь от проверенных временем, по-армейскому надёжных танковых узлов, агрегатов и систем, они предложили машину, являющуюся не переделкой танка, а созданную специально как пожарная машина.

Изготовленная с использованием узлов танка Т-64 машина имеет модульную конструкцию, что позволяет не только выпускать широкую гамму вариантов исполнения в пределах семейства, но и на отдельно взятой машине, при необходимости производить монтаж оборудования под выполнение конкретной задачи, например, демонтировать пеногенератор для того чтобы произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара.

Машина выполнена по капотной схеме — кроме удобства доступа к двигателю, такое решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Впрочем, эта мера безопасности не является единственной — бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и оборудование и от теплового излучения пожара.

В машине используется танковый двигатель 5ТДФ-А, при необходимости предусматривается возможность дополнительного охлаждения радиаторов водой из цистерны. В трансмиссии применён редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сравнению с танковым шасси вдвое, но, во столько же раз повышающий крутящий момент. Машина несколько теряет в скорости, но, значительно выигрывает в проходимости и способности транспортировать тяжёлый груз.

«Изюминкой» машины является негорючая ходовая часть. Обычный танковый каток начинает обгорать уже при двухстах шестидесяти градусах — это температура тления дерева. В катке «шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его повреждения требуется греть его до температуры шестьсот градусов на протяжении часа. Но и в этом случае резина будет не гореть, а лишь разлагаться, постепенно утрачивая свои свойства. А при включеной системе орошения ходовой части (на машине предусматривается и такое решение) — опасная температура возрастает до семисот градусов. Другим плюсом такой конструкции катка является защищённость резины от механических повреждений — на обычных катках она режется и вырывается при попадании камней и металлических предметов на беговую дорожку гусеницы. Кроме того, в конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в грязи — весьма нелишняя способность для работы в районах, не избалованных хорошими дорогами. Ещё одна интересная деталь ходовой части пожарной машины — возможность изменять натяжение гусеницы с рабочего места механика-водителя. Дело в том, что под воздействием высоких температур резинометаллические шарниры гусениц становятся податливыми, гусеница растягивается, «плывёт». В экстремальных ситуациях возможно и выгорание части резинометаллических шарниров. Эти факторы могут привести к сбросу гусеницы, а что значит лишиться подвижности в горящем лесу — объяснять не надо. Для предотвращения этого, на машине применён гидравлический привод механизма натяжения гусениц.

Низко расположенная в корпусе цистерна позволяет взять на борт 26 тонн воды — для подвоза такого количества воды понадобится шесть обычных автоцистерн (или одна машина должна сделать шесть ходок). Такая ёмкость цистерны — не самоцель: мощный водомёт «выстреливает» сто литров воды в секунду на расстояние до ста метров. Машина оснащена бульдозерным отвалом, позволяющим локализовывать лесные пожары заградительными полосами, проделывать проходы в завалах, осуществлять проводку к месту работы специализированной техники.

Отдельно следует упомянуть разрабатывающуюся систему дистанционного управления пожарной машиной. В случае возникновения условий с высоким уровнем риска (работа на болотистых участках, горящих торфяниках, где есть риск проваливания машины, откосах и уклонах, в условиях мощного теплового излучения и т.п.) машина в состоянии выполнять штатные задачи без экипажа на борту. Управление производится с пункта дистанционного управления, находящегося на безопасном расстоянии.

На сегодняшний день заводом на собственные средства изготовлен лишь макетный образец машины, по западной терминологии — «концепт-кар». Эта машина при проведении заводских ходовых испытаний позволит проверить как конструкцию в целом, так и оценить работу основных узлов. По результатам испытаний в конце года будет изготовлен опытный образец пожарной машины.

В более отдалённой перспективе планируется интеграция на шасси различных типов специализированных систем: установки импульсной подачи распылённой воды,

оптических и телевизионных средств наблюдения, теплолокаторов, аппаратуры спутниковой навигации, манипуляторов, установки для запуска химических гранат абсорбционного пожаротушения и т.д.

altПри работе с заказчиком (в данном случае это Министерство обороны) применена схема взаимоотношений, принятая в американском военно-промышленном комплексе: фирма-изготовитель производит инициативную разработку машины-прототипа, которую и представляет потом заказчику. Если предложенный прототип устраивает заказчика — открывается финансирование фирмы-изготовителя для подготовки машины к серийному производству. Такая схема «подстёгивает» проектировать машины высокого качества — если заказчик останется недовольным предложенным образцом, затраты изготовителя попросту не компенсируются. Данная схема черезвычайно выгодна для государства — бюджетные деньги не тратятся на предварительные этапы разработки, разработка машины происходитв сжатые сроки (в противопоставление можно вспомнить историю с индийским танком «Арджун», который проектировался 34! года). Кроме того, при участии в конкурсе нескольких фирм появляется возможность выбрать лучший образец как по техническим, так и по экономическим показателям, при этом тупиковые направления не финансируются.

Несомненно, разрабатываемая машина крайне востребована в сложившейся ситуации, и, хочется надеяться, что она внесёт ещё свой вклад в укрощение разбушевавшейся стихии.

Сергей Березуцкий

РИА «Инфо-РМ»