Дима Горностаев привез из Хорватии «серебро» Международной олимпиады

04.08.2010 13:24

Успешное выступление выпускника Шокшинской школы Теньгушевского района Мордовии Дмитрия Горностаева на Международной олимпиаде по физике для многих было ожидаемо. Все-таки он уже в 9 классе стал победителем Всероссийской олимпиады, а потом и в 10-м, и в 11-м. И мы даже представить не могли, чтобы наш вундеркинд не завоевал призового места. Но для успешного выступления на олимпиаде одной веры недостаточно.

Премия Главы — на подготовку к олимпиаде

Сейчас Дима спокойно рассуждает о том, что его результат мог быть и выше: если бы не жесткие временные рамки, он бы справился. А там за 5 часов в теоретическом туре нужно было решить три задачи, в экспериментальном туре — за 5 часов две задачи. Естественно, задания не школьного уровня — из области электростатики, термодинамики, ядерной физики. Условия задачи — на нескольких страницах.

По сути, весь последний год Дима готовился к этой олимпиаде. В июне целенаправленно ездил в Челябинск к Ивану Александровичу Иоголевичу — педагогу, подготовившему 4 призеров Международной олимпиады. На эту поездку ушла практически вся премия в 50 тысяч рублей, врученная Диме Главой республики в День весны и труда: проезд, проживание, оплата занятий.

Накануне вылета в Хорватию всем членам сборной страны выдали стильные серые костюмы, у юношей в дополнение к ним были галстуки с тремя полосками российского флага, а также футболки с российской символикой. В этой одежде они и ходили на олимпиаде. Команда России, как и команда каждой страны — это 5 человек (в их числе один москвич, два парня из Алтайского края, представители Мордовии и Екатеринбурга).

— Нас поселили в студенческом кампусе, — рассказывает Дима. — В это же время там жили и студенты. Мне было интересно. И город понравился: чистый, никаких пробок на дорогах.

Для него это был еще и первый выезд за рубеж.

«Рад победе Мордовии!»

Тимур Загидуллин, в 2002 году ставший первым участником Международной олимпиады из Мордовии и завоевавший «серебро» по биологии, тоже рад успеху Димы.

— Рад новой победе Мордовии, — говорит он. — Знаю, что на самой олимпиаде решающее значение имеет психологический настрой, а знания, навыки получаешь до олимпиады.

В 2008 году Тимур окончил факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова. После университета видел себя то ученым, то практикующим доктором. Но сегодня — специалист по клиническим исследованиям крупной фармацевтической компании.

Талантливым детям нужна суперсистема

Один из первых, кому Дима, вернувшись из Хорватии, показал свою медаль, — его педагог Д.В. Подлесный. Вместе с Димой и его мамой «ИМ» побывали на даче у Подлесного.

— Дмитрий Владимирович, Вы занимаетесь с Димой на протяжении пяти лет. Можно сказать, что все это время шла подготовка к Международной олимпиаде?

— Все пять лет шла целенаправленная упорная работа. Горностаев был одним из тех, кто пришел на встречу, которую мы объявили совместно с районным управлением образования, приглашались все желающие изучать физику углубленно. Постепенно кто-то отсеялся, кому-то не хватило способностей. В Диме я сразу увидел талант и желание учиться. Важно, что мы начали заниматься с седьмого класса. Если начать дополнительные занятия в десятом классе, они тоже могут быть результативны, но достичь уровня международной олимпиады уже не получится. Большую роль в успешной подготовке талантливого физика сыграло то, что и школа помогала Диме, вернее, не мешала его стремлению развиваться. Последние годы он больше времени проводил в Сарове и на сборах в других городах, а не дома. Ничем жертвовать не пришлось, у Димы — отличная успеваемость по всем предметам. Но определенная лояльность учителей нужна, ведь некоторым принципиально, чтобы ученик каждый день сидел на их уроках. Скажу, что саровские школьники такой лояльности в школе не получили бы. Конкретная подготовка к олимпиаде началась после 10 класса. На летние сборы в июне прошлого года было приглашено 24 школьника — лучшие по итогам Всероссийской олимпиады. С ними работали преподаватели ведущих столичных вузов. В зимних сборах участвовали уже 16 человек. На Всероссийскую олимпиаду весной этого года Горностаев поехал, занимая 8-е место в российском рейтинге. Уезжал из Белгорода, повысив личный рейтинг до 5-го места. Пять сильнейших одиннадцатиклассников и составили сборную страны, которая довольно успешно выступила в Загребе.

— Она выступила не просто успешно. Пять участников — пять медалей: одна золотая, три серебряных и «бронза».

— Да, но у Китая и Тайваня — по пять золотых медалей. Россию обошли Венгрия, Таиланд, Германия.

— Чем же берет, к примеру, Китай? У них супершкольники или суперучителя?

— У них суперсистема работы с одаренными детьми. С 7 класса в школах начинается селекция, в основе которой — научный подход. Мой метод работы со школьниками, в принципе, основан на том же. Но я делаю «точечные удары»: в Ельниковском районе нашел Дениса Кузина, в Теньгушевском — Горностаева. И во многом это счастливое совпадение: так получилось, что в тот день родители смогли оставить хозяйство и привезти ребенка из села в райцентр, что вообще родители Димы захотели поддержать его интерес к предмету. Но если мы хотим получить иной результат, в том числе на международной олимпиаде, это должны быть не единичные выстрелы, нужна система. Уверен, в Мордовии я смог бы создать такую систему, которая работала бы и давала конкретные результаты. За то время, что я сотрудничаю с Мордовией, я увидел, что здесь могут работать. В Мордовии нет нефти, но при этом в республике хорошие дороги, в каждом селе — газ. Немногие регионы могут этим похвастаться. К тому же, чувствуется искренняя, отеческая забота Главы республики по отношению к талантливым детям. Я готов работать в республике, создать действенную систему по выявлению одаренных детей и развитию их талантов. Жду встречных шагов со стороны руководства Мордовии.

— А как должна работать эта система? Получится ли вовлечь в этот процесс всех школьников?

— В этом суть системы. Должна быть школа для одаренных детей — это стационарный центр в Саранске, который имеет свои филиалы в каждом районе республики. Один я не проеду все села, не оценю потенциал каждого ученика. Нужны помощники, пусть будет один учитель на район, но чтобы он занимался только этой работой — ходил по школам, тестировал школьников, проводил с ними дополнительные занятия и получал бы за это достойную зарплату, в разы превышающую среднюю зарплату педагога в республике. А прежде ему самому нужно пройти соответствующее обучение, потому что на международной и даже на российской олимпиаде школьники сегодня решают такие задачи, с которыми справится далеко не каждый школьный педагог. В итоге самые талантливые ученики должны оказаться в Саранске, их бы мы целенаправленно готовили к высоким результатам. Главное, чтобы для самих учеников это было бесплатно, их родителям это ничего не стоило. Чегин работает по той же схеме, и мы знаем, что мордовские скороходы — лучшие в мире.

— А в чем Вы видите конечный итог своей работы? В чем ее смысл? Лучший результат в мире — это самоцель или средство для достижения более высоких целей?

— Конечный продукт работы с одаренными детьми — это образованный человек, способный решать современные задачи в той или иной сфере. А задачи должно поставить государство. На мой взгляд, сегодня важнейшей задачей в России является создание уникального высокотехнологичного производства, основанного на современных научных разработках. В Мордовии площадкой для создания такого производства станет Технопарк. Нужно только обеспечить кадровый потенциал, заинтересовать молодых специалистов, которые после московских вузов приезжали бы в Саранск.

Досье

Д.В. Подлесный, 50 лет, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный учитель РМ, лауреат государственной премии РМ.
В 1983 году окончил Московский физико-технический институт.

С 1997 года занимается работой с одаренными детьми. С 2003 года (после переезда из Москвы в Саров) плодотворно работает с учащимися Нижегородской области и Мордовии. Его ученики — призеры международных олимпиад: Вячеслав Калинин, г. Клин — «серебро» (2001 год, Турция), Михаил Ражев, г. Дубна — «серебро» (2002 год, Индонезия), Денис Кузин, с. Ельники — «бронза» (2004 год, Индонезия), Дмитрий Горностаев, с. Шокша — «серебро» (2010 год, Хорватия).

«Известия Мордовии»