Каждый второй житель мордовского села Тазино успел поработать на знаменитом Уралвагонзаводе

14.07.2010 14:32

Половину своей жизни Александра и Геннадий Казаковы отдали Уралвагонзаводу.ДнепроГЭС и Магнитка, Волго-Донской канал и Байкало-Амурская магистраль — до сих пор в сознании тысяч людей великие стройки великой страны остаются символом мужества, стойкости и по-настоящему грандиозных свершений. В самые тяжелые — полуголодные предвоенные и послевоенные годы, в нечеловечески трудных условиях — в голых степях, под палящим солнцем и в лютые холода — миллионы рабочих возводили уникальные предприятия, многие из которых до сих пор являются флагманами в своих отраслях.

Постройка заводов, разработка залежей торфа и прокладка колоссальных каналов- всесоюзные проекты сплотили людей всей страны. Берега Дона и Енисея, Урала и Амура запомнили русскую, татарскую, марийскую, украинскую — и мордовскую речь. В пору великих строек до 50 тысяч человек ежегодно покидало Мордовию, чтоб внести свой вклад в становление сильнейшего государства мира...

По примеру Героя

— На Урал у нас уезжали многие, — глава администрации села Тазино (что в Большеберезниковском районе) Михаил Аношкин рад возможности рассказать о заслугах своих земляков. — Конечно, вы слышали об Уралвагонзаводе? И до, и во время, и после войны на этом предприятии в Нижнем Тагиле работали десятки уроженцев села, в том числе и самый известный тазинец — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Иван Мотин. Одна из улиц Нижнего Тагила названа в его честь... Впрочем, хорошо потрудившись, вдали от малой Родины наш Иван Никитович оставаться не стал. И вернулся в Тазино! Никакой работы здесь не боялся — повесив в шкаф китель со звездой Героя, стал работать на мельнице.

Так или иначе, судьбу Ивана Мотина повторила едва ли не половина села. Практически каждый второй тазинец — представитель старшего поколения — с честью отработал на знаменитом военном заводе. В том числе и жители села Василий Курлыгин, Александра Косова и Геннадий Казаков. Правда, трудовой путь последнего начался вдалеке от Урала. 18-летним мальчишкой Геннадий поехал поднимать алтайскую целину, где и познакомился со своей будущей женой Александрой. Пройдут года, и она увезет его в Нижний Тагил.

— Строго говоря, на Алтай я приехала в гости к тете, — смеется Александра Кирилловна. — Но осталась работать: в 18 лет села за рычаги трактора и стала распахивать целину. Так, на пахоте, я и познакомилась с Геннадием Григорьевичем. Работали мы на одном поле, так что присмотреться друг к другу времени у нас было достаточно: борозда тянулась от горизонта до горизонта. Один вечер вместе мы посидели, поговорили — и на следующий день пошли расписываться! Зарегистрировали брак, а в ночь — снова работать.

С целинных земель Александра Кирилловна вернулась в Нижний Тагил. И мужа с собой увезла! Впрочем, оторванным от дома Геннадий Григорьевич наверняка себя не чувствовал: на Уралвагонзаводе, куда устроился бывший тракторист, работала едва ли не половина его села!

«Настоящее пекло!»

Геннадий Григорьевич стал обрубщиком: выбрав одну из самых тяжелых, вредных, опасных специальностей в литейном цеху, он работал с гусеницами для танков. Вручную, в страшной жаре, пыли и духоте цеха, с помощью зубила и кувалды обрубал грубые отливки, очищал их металлической щеткой... Впрочем, трудностей как истинный тазинец Казаков никогда не боялся. Трудился за двоих и себя не щадил...

Тяжелой мужской работы не страшилась и Александра Кирилловна: став токарем на котельно-радиаторном заводе, она вытачивала детали для систем водоснабжения.

— Свой цех мне вспоминается до сих пор, — улыбается Александра Казакова. — Самое настоящее пекло! Кругом — страшный скрежет металла, снопы искр. Работать нужно в наушниках и респираторе. Позади тебя — печь в 1000 градусов, а впереди по ленте конвейера идут горячие, огненные детали. Пока их с ленты снимешь — двое рукавиц прожжешь! А мы и в огне не горим... Вот так и проработали 20 лет. А потом муж заболел, и нам велели сменить климат. Конечно, мы выбрали Мордовию. В Тазине Геннадию сразу же дали новый трактор, а я пошла работать телятницей в колхоз.

Семейная школа труда

— Жили мы хорошо, — вспоминает Александра Кирилловна. — Муж у меня был добрый и работящий. Он всегда был отзывчив на помощь. И в семейных отношениях мудр. В мире и согласии мы были вместе 45 лет.

Из Нижнего Тагила Казаковы привезли в Тазино двоих сыновей.

— Соседка мне, бывало, скажет: «Кирилловна! Что ж ты сыновей мучаешь?» — рассказывает Александра Казакова. — А тут никакого мучения — сами вызывались помогать родителям. Так, в уважении к труду, воспитал их отец. С ранних пор наши ребятишки уже работали. Сами научились косить, старший мой, Виталий, коров доил лучше меня. И вязать мои сыновья могут, и готовить.

Семейная «школа труда» пошла на пользу: теперь старший из сыновей, Виталий, — врач скорой помощи; второй сын, Андрей, пошел по стопам отца и стал работать на заводе. Династию Казаковых продолжают семеро внуков. Совсем скоро один из них женится — не за горами и правнуки...

— Не знаю, кем они будут, — говорит Александра Кирилловна, — но в одном уверена точно: наверняка они вырастут настоящими, трудолюбивыми и ответственными людьми! Такими же, как их дед и прадед...

Кузница Победы

Современный Уралвагонзавод — российская научно-производственная корпорация, объединяющая предприятия, конструирующие и производящие военную технику и различные модификации грузовых железнодорожных вагонов.

Уникальное предприятие было создано во время пятилетки 1931 — 1936 годов. Во время Великой Отечественной войны его переоборудовали в крупнейший завод по производству танков. В конце 1941 года с западной части СССР сюда эвакуировали одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод и Бежицкий сталелитейный завод.

Уралвагонзавод выпустил свыше 35 тысяч легендарных Т-34. Каждая вторая «тэшка», принявшая участие в боевых действиях, сошла с конвейера этого предприятия! Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолетов ИЛ-2, авиабомбы и артиллерийские передки.

В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность и начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. В 50-е — 60-е годы прошлого века заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации. С 1974 года на Уралвагонзаводе производится танк третьего поколения Т-72 — одна из лучших боевых машин второй половины XX века, по сей день состоящая на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.

«Известия Мордовии»