Владимир Сушков: «город должен строиться!»

30.06.2010 14:17

Этим летом в Саранске развернулась по-настоящему грандиозная стройка — реконструируются основные автодорожные магистрали, строятся новые путепроводы и автомобильные развязки, а также новые жилые микрорайоны и коттеджные поселки, обеспеченные полным комплектом инженерных коммуникаций. На развитие инфраструктуры столицы Мордовии в преддверии празднования Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства направлены миллиарды рублей из бюджетов всех уровней. Наиболее актуальным вопросом для городских властей на сегодняшний день стал снос объектов, в том числе жилых домов, находящихся на участках предполагаемого строительства. На минувшей неделе решением вопросов, связанных с изъятием земельных участков под нужды градостроительства, мэр Саранска Владимир Сушков занимался лично.

saransk1

Какие дома попадают под снос?

На совещании по проблеме сносов градоначальник отметил: «Вопросы собственности всегда были наиболее сложными и спорными. Город заинтересован в скорейшем начале нового строительства и в более динамичном продолжении уже начатого. Горожане, проживающие в жилых домах, попадающих под снос, хотят получить за свою недвижимость и земельные участки максимальную цену. Для достижения компромисса представителям властных структур необходимо проявить максимум профессионализма, а жителям Саранска руководствоваться буквой закона и выдвигать разумные требования».

Самое большое количество жилых объектов, попадающих под снос, находится в районах реконструкции автодорог. Это автодорога по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской; автодорога по ул. Старопосадской от ул. Саранской до ул. А.Невского с устройством кольцевой развязки; автодорога по ул. А.Невского на участке от ул. Московской до ул. Гагарина; автодорога по ул. Саранской на участке от ул. Красноармейской до ул. Ботевградской; автодорога по ул. Севастопольской на участке от ул. Волгоградской до пр. 70 лет Октября; автодорога по ул. Красной на участке от кольцевого пересечения до ул. Рабочей. По ул. Серова на участке от ул. Полежаева до ул. Красной ведется строительство новой автомобильной дороги; к ул. А.Невского строятся новый подъезд и транспортная развязка на пересечении с ул. Серова. На участке, расположенном от ул. Волгоградской до реки Тавла, начат 1-й этап строительства новой автомобильной дороги.

Кроме того, под снос идут жилые дома, расположенные в зоне строительства нового футбольного стадиона «Юбилейный» на 44 тысячи зрительских мест в районе ул. Волгоградской.

Только для обеспечения строительных площадок под перечисленными объектами предстоит снести более 300 жилых домов общей площадью земельных участков свыше 230 тысяч кв. метров (выкупная стоимость по оценке городских властей — более 230 млн. рублей), жилой площадью 28,5 тыс. кв. метров (выкупная стоимость по оценке города — свыше 750 млн. рублей).

Спекулировать на стремлении развивать город — стыдно!

Вряд ли кто-то решится оспаривать необходимость и важность строительства в Саранске перечисленных объектов, так же как и новых жилых массивов, больших торговых и развлекательных центров, мест массового отдыха и занятий спортом. Все мы гордимся, когда в город приезжают гости и ахают от увиденного, не скрывая восхищения: «В каком красивом, современном, благоустроенном городе вы живете!». Не секрет, что немалых трудов республиканским и городским властям стоит привлечь к нам инвестиции как бюджетные, так и частного капитала. Тем досаднее видеть, как некоторые горожане используют сложившуюся ситуацию в личных целях.

Как известно, застройщики готовы компенсировать обладателям земельных участков, находящихся в зоне строительства, практически все их потери. Порой идут навстречу даже самым неожиданным пожеланиям, не говоря уже о компенсации цены земельного участка, всех (зарегистрированных) объектов недвижимости, включая бани, сараи, гаражи и даже садово-огородные насаждения. А ведь в дальнейшем эти расходы могут отразиться, например, на стоимости квартир в новостройках, возведенных на «золотых» земельных участках. Реальная ситуация — перед началом возведения одного из высотных домов в центре города застройщики провели анализ запросов собственников по выкупу их земельных участков. Аппетиты оказались таковы, что цена квадратного метра жилья в новом доме возросла с планируемых 30 тысяч за квадратный метр до 45...

Еще один пример — крупнейшая иногородняя компания уже более двух лет работает над проектом строительства в Саранске огромного торгового центра, где работали бы представительства крупнейших российских и иностранных торговых компаний. Приход сетевых гигантов в Саранск позволил бы значительно снизить цены на целый ряд наиболее востребованных горожанами товаров промышленной и продовольственной групп. На подготовку строительства, на компенсацию стоимости выкупаемых земельных участков компания уже затратила свыше 100 миллионов рублей.

Большинство жителей улицы, на которой предполагается возведение торгового центра, уже договорились с застройщиком, получив за свои участки хорошую цену и переселившись в новое жилье. К сожалению, на сегодня проект практически заморожен из-за нескольких собственников, которые выставляют нереальные требования вплоть до предоставления нескольких квартир, гаражей, машин. В результате город рискует потерять ценного инвестора, а жители Саранска — не дождаться мегаторгового центра...

Строительство новых дорог — казалось бы, эта тема волнует каждого горожанина. Мы не хотим стоять в пробках, ездить окольными путями и едва протискиваться по узким улицам зимой. Власти поставили цель — сделать транспортную инфраструктуру максимально комфортной и современной. Однако при реализации этих благих намерений — вновь сопротивление части жителей сносимых территорий. Безусловно, речь идет не обо всех. Многие осознают ответственность перед городом, перед будущим поколением жителей Саранска, их требования законны и прагматичны. Обидно, что спекулируют не те собственники, которые действительно живут в частных домах на территории застройки, нередко это люди пожилые, и они рады возможности переселиться в комфортные квартиры. Среди самых несговорчивых собственников те, кто не имеет отношения к городу и республике, — например, давно живущие за ее пределами, а здесь просто желающие «отхватить жирный кусок»... Или внуки и правнуки собственников, надеющиеся улучшить свое финансовое состояние за счет престарелых родственников, удачно проживающих на сносимых территориях.

Безусловно, с такими разговор будет в суде. По мнению заместителя Главы Администрации городского округа Саранск — директора Департамента по правовым вопросам Сергея Конычева: «Когда застройщик и собственник сносимых объектов не могут договориться иным способом, начинает действовать система судебного изъятия земельного участка под государственные или муниципальные нужды. Большая часть объектов, попадающих под снос на территории городского округа Саранск, изымается именно для этих целей. Отмечу, что по существующей практике в судебном порядке собственники получают обычно меньше, чем им предлагают застройщики. Были случаи, когда проторговавшиеся граждане пытались вернуться к досудебным договоренностям, чтобы получить предложенную ранее цену, однако это уже было невозможно».

Почему нет хорошей объездной дороги на Химмаш?

С начала минувшей недели горожане активно обсуждали закрытие на реконструкцию химмашевского моста и связанные с этим транспортные неудобства. Действительно, автомобильные потоки вынужденно рассредоточились по окрестным проездам, жители которых весьма негативно восприняли превращение тихих улочек в оживленные транспортные магистрали. В четверг жители улицы Тамбовской даже вышли на дорогу с намерением перекрыть движение в районе своих домов. С возмущенными горожанами пообщался мэр Саранска Владимир Сушков, который проводил выездное совещание на строящемся автомобильном мосту через реку Тавла.

Кстати, возводимый через Тавлу мост проектировался именно как дополнительный путепровод из Центра на Химмаш, и, как выяснилось, эта транспортная артерия уже могла бы обслуживать город, если бы не частные дома на ул. Тамбовской, собственники которых до сих пор не освободили территорию под строительство. Директор ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» (заказчик строительства) Иван Пивкин объяснил задержку в производстве строительных работ: «Основная часть конструкции возведена, однако мы не можем начать монтаж последних четырех опор, так как место их расположения приходится на земельные участки, собственники которых до сих пор не определились с вариантом компенсации».

Разговор с жителями ул. Тамбовской Владимир Сушков повел предметно: «Вы — продавцы, мы — покупатели. Город сделал свою оценку вашей собственности, если вы с этой суммой не согласны, делайте свою оценку и — садимся за стол переговоров!». При этом градоначальник дал поручение в ближайшие дни подготовить и передать собственникам с Тамбовской полный перечень независимых оценщиков, работающих на территории городского округа (их свыше 60), а также предложил застройщику продумать схему оплаты услуг оценщиков, чтобы снять это бремя с жителей сносимых домов. В разговоре выяснилось, что некоторые жители Тамбовской хотели бы получить за каждую сотку своей земли компенсационную выплату не менее 500 и даже 700 тысяч рублей (оценка города — 100 тысяч за сотку), мотивируя это близостью своих участков к центру города, а значит, большой востребованностью на земельном рынке. Однако этот довод на сегодня вряд ли может быть действенным, ведь, по сути, жители данной территории не являются полноценными участниками земельного рынка, так как их участки ПО ЗАКОНУ ИЗЫМАЮТСЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, а значит, на них не может претендовать иной покупатель, кроме городских властей. Надо отметить, что город предлагает жителям сносимых домов все возможные варианты решения жилищной проблемы — предоставление нового благоустроенного жилья в многоквартирном доме, либо земельного участка с индивидуальным коттеджем, либо денежной компенсации. При этом учитываются и пожелания расположения жилья по районам города, и компенсация затрат, связанных с переездом, и даже возможность вывоза сруба сносимого дома.

В результате состоявшегося диалога жители Тамбовской пообещали мэру поторопиться с решением о заключении договора на переселение, а Владимир Сушков предложил максимально облегчить им прохождение всех процедурных формальностей в органах муниципальной власти, дав об этом соответствующее поручение. Кроме того, для обеспечения безопасности проезда по Тамбовской директору МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Юрию Филеву поручено установить на проезжей части в районе жилых домов «лежачего полицейского». «Если будет такая необходимость и потребуется мое личное участие в решении вопросов по сносу, я готов еще раз прийти на Тамбовскую для достижения окончательных договоренностей. Город должен строиться!» — заявил Владимир Сушков в завершение встречи.

«Вечерний Саранск»