Кто «наказал» город Ардатов?

22.06.2010 13:44

Хоть и ближе к Селищам станция Ардатов, мои земляки предпочитают садиться на поезд в Атяшеве. Может, потому, что село наше — в Атяшевском районе. Зато на рынок селищинцы, как помню, раньше ездили в Ардатов — не на станцию, а в город. По той простой причине, что в Атяшеве рынка, как такового, еще несколько лет назад и не было. А некогда уездный Ардатов долго оставался почти островком рыночного изобилия. На ардатовский рынок ездили в основном с бараньим мясом и шерстью, чтобы обратно, продав там дары личного подворья, вернуться с обновками к школе и всем, чего не найти было в местном сельмаге. В Ардатове промышляли и вальщики, от которых родители ближе к зиме мешками привозили в село валенки. Радость от обновок у чад была неописуемая!

Мне всегда было интересно, отчего это железная дорога, изначально нацеленная как стрела в луке в сторону города, делает резкий кульбит и уходит в сторону Алатыря, минуя большой, в давние уже времена уездный, а в советское время — районный город. Словно разобидевшаяся вдрызг невеста, отворачивается от своего возлюбленного, чтобы по жизни пойти уже не с ним.

— А шут его знает, — почти так отвечали все, к кому приставал я со своим вопросом.

Недавно, проезжая по станции Ардатов, услышал от попутчика неожиданную версию того, почему, так и не встретившись, разошлись навсегда город Ардатов и железная дорога. Будь они вместе, может, и сохранил бы город свое значение уездных времен, которое понемногу успели отобрать у него более успешные районные столицы, через которые все же прошли рельсы.

— Это, — сказал попутчик, — тогдашний городской голова во всем виноват. Слышал я, играл он в карты с начальником, который руководил строительством железной дороги. Голове бы уступить, проиграть, чтобы начальника уважить, ан нет! Зато строитель за его неуступчивость на всем городе сполна отыгрался. Взял да и повернул железную дорогу на Алатырь в километрах в десяти от Ардатова .

Через минуту у попутчика была готова и еще одна версия, которую, якобы, он тоже услышал от других людей:

— А еще говорят, что инженер, строивший дорогу, продул большую сумму в карты помещику, а расплатиться деньгами не смог. И тогда помещик в счет уплаты карточного долга потребовал пустить железную дорогу по его деревеньке. Деваться инженеру было некуда. Город, само собой, остался в стороне.

Так ли было дело на самом деле, никто не скажет. Вопрос, которому уже более столетия, так и продолжает витать без ответа в воздухе.

«Известия Мордовии»