Наталья Селезнева держала Гайдая в ежовых рукавицах

17.06.2010 09:53

Знаменитый режиссер победил ее хитростью, но в конце концов признался: «Наталья, твоя взяла!»

Ее Зиночка в кинохите Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — самая обаятельная неверная жена. Но звездная роль актрисы и ее реальная жизнь — вещи противоположные. Как ни обхаживали Наталью Селезневу режиссеры, она всю жизнь оставалась верна своему мужу Владимиру Андрееву.

n-selezneva— Я выросла в счастливой, дружной семье, где не было ни грубостей, ни ссор, — говорит Наталья Селезнева. — И наши отношения с Андреевым всегда строились на любви, уважении друг к другу. Муж — моя моральная, духовная, нравственная опора. А семья для меня — святое...
Зная о твердых принципах Селезневой, коллеги-актрисы доверяли ей самое дорогое: своих мужей... Однажды жена Леонида Гайдая — известная актриса Нина Гребешкова — попросила Наталью Селезневу присмотреть за мужем в поездке в Болгарию. И та ответственно выполняла задание — до тех пор пока... не попалась на удочку режиссера!

Урок на всю жизнь

Характер у Натальи Селезневой непростой. Добиться ее расположения трудно. Но если Наталья Игоревна согласилась что-то сделать для тебя — будь уверен: разобьется, но сделает! Это у нее с детства.

— С шести лет я понимала, что такое чувство ответственности, потому что с этого возраста начала трудиться, — рассказывает Наталья Селезнева. — Актер Театра Советской Армии Михаил Майоров увидел меня на улице прыгающей в классики и буквально привел за руку в спектакль «30 сребреников». Перед премьерой я сломала ногу и пришла в театр в гипсе. Вы думаете, меня жалели? Мои партнеры строго объяснили мне, что я их здорово подвела, что я должна была себя беречь... На премьере режиссер вышел и объяснил, что маленькая актриса в гипсе не по сценарию. Мне было безумно стыдно! С тех пор я так боюсь подвести своих партнеров, что, если сейчас попадаю на дороге в пробку, бросаю машину и бегом бегу до театра.

Путь в кино

Вскоре после премьеры у маленькой актрисы появилась необычная поклонница: знаменитая детская писательница Агния Барто! Она увидела по телевидению спектакль «30 сребреников» — и решила, что Наташа Селезнева как нельзя лучше подходит на роль Сашеньки в фильм по ее повести «Алеша Птицын вырабатывает характер». В повести третьеклассник Алеша учится делать добрые дела — и помогает девочке Саше и ее бабушке, которые в Москве проездом, увидеть все главные достопримечательности столицы... Экранизировать увлекательную историю взялись на Ленинградской киностудии.

— Агния Львовна Барто — она была властной женщиной, ходила вся в орденах и медалях — сказала режиссеру Анатолию Гранику, чтобы меня попробовали в фильм, — рассказывает Наталья Игоревна. — И я с мамой поехала в Ленинград. На пробах неожиданно для себя увидела много других девочек. Меня это очень расстроило. А мама строго объяснила мне, что еще надо выяснить, кто из нас лучше всех, меня возьмут в картину, только если я понравлюсь режиссеру. И одну девочку практически утвердили. Но за меня заступилась Агния Барто, которая сама смотрела все пробы. Мне кажется, она не ошиблась в выборе. По крайней мере, на съемках у меня было полное ощущение, что я не играю, а просто живу... Великая актриса Валентина Сперантова, которая играла мою бабушку, была очень требовательна к себе — и меня постоянно одергивала, не давала ни на что отвлекаться...

Съемки длились целый год, и маленькую актрису перевели на индивидуальное обучение — чему она была только рада.

— Отношения с учебой у меня не складывались, — признается Наталья Игоревна. — Мне больше нравилось проводить по восемь часов в день на съемочной площадке, чем сидеть в школьном классе и выводить крючочки в тетради. Актерский труд, хоть он и тяжелый, стал мне навсегда в радость...

Нешуточная дружба

— Я снялась более чем в 50 фильмах, но, наверное, только пять из них были хорошими вообще и удачными для меня, — говорит Наталья Селезнева. — Это работы у Глеба Панфилова в фильме «Тема», у Ильи Фрэза в «Я вас любил» и «Приключениях желтого чемоданчика»... И конечно, у Леонида Гайдая!

На съемки фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» Наталья Селезнева попала 18-летней студенткой.

— Леонид Иович в работе очень строгий человек, — вспоминает Наталья Игоревна. — И атмосфера на съемочной площадке — несмотря на то что снимали комедию — была очень серьезной: никаких шуток, никакой расхлябанности, железная дисциплина! Но Леонид Гайдай и его жена Нина Гребешкова отнеслись ко мне по-доброму, как к дочери. И на съемках «Операции «Ы», и позже — на съемках фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!». Нина Павловна давала советы по роли, следила за костюмом моей героини, делилась со мной и житейским опытом... Я подружилась и с их дочерью Оксаной...

— А с Александром Демьяненко, исполнителем роли Шурика, зрители наверняка «поженили» вас...

— Да, это точно! Передавали «привет мужу» и так далее… Но Саша был человеком замкнутым — такой типичный сибиряк. Приходил утром на грим: «Доброе утро!» — и больше ни одного слова. Уходил: «До свидания!» — и все. Потом только, когда мы стали взрослыми, чувствовали, что наши жизни прошли параллельно: моя — в Москве, его в Ленинграде. Но работа у Гайдая, популярность его фильмов нас все равно незримо связывали…

Пробный трюк

Роль студентки Лиды в комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» принесла Наталье Селезневой всесоюзную популярность. И в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в образе Зиночки — жены Шурика — невозможно представить другую актрису. Однако эту роль Селезнева получила по кастингу — на нее пробовались более тридцати претенденток.

— Поэтому, когда мне позвонили и сказали, что меня утвердили, я была безумно счастлива, — вспоминает Наталья Игоревна. — Когда мы встретились, Гайдай спросил: «Наталья, ты рада?» — «Конечно!». «А я с самого начала знал, что сниматься будешь именно ты!» — «Что же вы мне сразу не сказали?!» — не выдержала я. «А-а, хитрая какая! — сказал Гайдай. — Так надо было!» Дело в том, что кинопробы в то время были обязательными…

Сказочное счастье

Личная жизнь актрисы сложилась так же счастливо, как и профессиональная. Своего мужа — актера, режиссера и художественного руководителя Театра имени Ермоловой Владимира Андреева — Наталья Селезнева встретила на съемках сказки «Калиф-аист». Он играл багдадского калифа, а Селезнева — принцессу. И разница в возрасте в 15 лет не стала помехой.

Их семейная жизнь похожа на сказку: больше сорока лет они живут без ссор, в любви и согласии. И все это время актриса не оставляла ни малейшего шанса многочисленным поклонникам завоевать ее благосклонность. И даже художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек не смог пробить броню ее сердца...

— Валентин Николаевич был очень требовательным руководителем, диктатором. Долгое время я жила в страхе перед ним, пролила немало горьких слез, — вспоминает Наталья Игоревна.

Но когда Плучек из тирана превратился в ухажера и стал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания — от ее страха не осталось и следа: она твердой рукой отмела все его ухаживания и сохранила безупречной свою репутацию верной жены.

Ее рецепт счастливого брака прост: надо не переставать любить друг друга.

— Я не смогла бы простить мужу одного: если бы он, разлюбив меня, продолжал жить со мной по инерции, — говорит Наталья Игоревна. — К счастью, мы до сих пор интересны друг другу. Мы — как одно целое…
Их сын, вопреки желанию родителей, не стал актером.

— Егор категорически отказался поступать в театральный вуз, — говорит Наталья Игоревна. — Сказал, что хочет быть дипломатом. Мы не стали ему препятствовать.

Егор окончил школу с золотой медалью, МГИМО — с красным дипломом, десять лет работал дипломатом в Германии, сейчас трудится в Совете Федерации. Недавно во второй раз стал папой, чем тоже очень порадовал родителей...

Розыгрыш Гайдая

Это было в 1976 году на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Леонид Гайдай вместе с главными героями поехал в болгарский город Габрово, который называли европейским центром юмора: там ежегодно проходил юмористический фестиваль, в рамках которого организовывались показы комедийных фильмов и спектаклей.

Праздничные торжества, расслабляющая атмосфера курорта, на каждом шагу — знаменитые болгарские вина... Жены участников фестиваля, провожая мужей за границу, не могли не опасаться за здоровье и моральный облик своих супругов. «Наталья, на тебя вся надежда!» — напутствовала ее Нина Гребешкова.

— Я ходила за Гайдаем и Яковлевым, как инспектор, и постоянно их тормозила: «Леонид Иович, не пейте!», «Юрий Васильевич, не пейте!». В итоге я им так надоела, что Гайдай пошел на хитрость: сказал, что мне нужно выступить через три дня перед болгарскими зрителями с приветственной речью. Причем на болгарском языке. Я, как ответственный человек, принялась учить свою речь — три дня не выходила из номера! А когда я вышла на сцену для выступления, Гайдай со смехом признался: «Наталья, не надо никакой речи — я тебя разыграл!». Тут уж вскипела я: как это так, трое суток трудов псу под хвост?! Нет уж, я произнесу эту речь! Мое выступление имело эффект разорвавшейся бомбы: весь зал стоя аплодировал мне! И Гайдай, великий мастер юмора, сказал тогда: «Ну, Наталья — твоя взяла!»...

«Вечерний Саранск»