Владимир Беляйкин: «Я постоянно разочаровываюсь в знаменитостях!»

17.06.2010 10:07

Наш земляк, ныне известный московский мастер пластической режиссуры Владимир Беляйкин, прочно обосновался в творческой элите российской столицы. С ним охотно сотрудничают ведущие театры и киностудии Москвы, его услугами пользуются маститые персоны шоу-бизнеса. Однако чтобы заполучить его, им всем нужно еще постараться. Настоящие профессионалы в наше время очень востребованы, тем более — признанные широким театральным сообществом. Владимир Беляйкин в 2008 году стал обладателем престижной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Эксперимент») за совместную работу с Дмитрием Крымовым (спектакль «Демон. Вид сверху»). Правда, путь к признанию оказался ох каким нелегким.

Наша справка

v-belyaikinВладимир Беляйкин родился в Саранске в октябре 1959 года. Творческую деятельность начинал в родном городе — с 1982 по 1985 г. работал актером в местном театре кукол. Затем пять лет учился в знаменитом московском театральном училище им. М.С. Щепкина. По окончании получил специальность — актер театра и кино. Там же, при училище, закончил ассистентуру сценического движения и фехтования у профессора А.Б. Немеровского. Начиная с 1990 года более пяти лет работал актером и педагогом в экспериментальном театре-школе Анатолия Васильева. 1992 год ознаменовался для Владимира Беляйкина первым серьезным успехом — он стал лауреатом международного конкурса по степу в г. Москве. В конце 90-х годов преподавал ритмику, степ, пластику в театральном училище им. М.С. Щепкина. В 2000-2004 г. работал в школе-студии МХАТ, затем преподавал в Международном Славянском институте им. Г.Р. Державина пластику и ритмику. Наш земляк работал и работает режиссером по пластике со многими выдающимися деятелями искусства.

Много лет назад обычный саранский паренек из простой семьи даже и предположить не мог, что будет работать на одной сцене с легендами советского кино, обучать хореографическому искусству голливудских звезд и спорить на профессиональные темы с известнейшими режиссерами. Тогда он просто работал в местном кукольном театре и работой своей был доволен. Но судьба подарила ему шанс, все произошло, как в сказке: после долгих безуспешных попыток поступить в Щепкинское театральное училище ему улыбнулась, наконец, удача. Потом была работа в крупнейших театрах Москвы, преподавательская и режиссерская деятельность. Взлеты и падения, радости и разочарования…

«Приспособленцы сейчас в почете»

«В наше нелегкое время, как известно, выжить может только сильнейший, сильнейший и... угодливый, — только таким, по словам Владимира Беляйкина, и достаются сегодня места под щедрым солнцем Мельпомены. — В свое время я работал с известным режиссером Анатолием Васильевым, вот это был настоящий мастер своего дела! Сколько замечательных вещей он поставил и сколько мог бы поставить, если бы сумел влиться в эту серую массу и идти в ногу с этим сложным и беспощадным временем. Но он не смог, так как никогда не был приспособленцем. Вот его и выжили из страны. Сейчас он работает за границей, там его ценят и им восхищаются. А Джигарханян, Ширвиндт, Калягин и прочие — приспособились и живут себе, не тужат в родной стране. Благодаря Лужкову у каждого из них теперь по театру. Мне довелось пообщаться со всеми тремя, и особого восторга от этого я, если честно, не испытал. Как-то меня пригласил на работу в театр Джигарханяна его директор. Помнится, Армену Борисовичу очень не понравилось, когда я при нем упомянул имя Анатолия Васильева. Он с негодованием заметил, что театр Васильева — мертвая зона, и как о режиссере о нем ничего хорошего он тоже не сказал. Я готов был поспорить… А Джигарханян, как оказалось, таких спорщиков не любит».

В театре у Александра Ширвиндта наш земляк работал над постановкой Полякова «Homo erectus». «Дурная пьеса — ничего не скажешь. И актеры взбалмошные, разболтанные, распустил их Ширвиндт. В театре у него полный бардак. И главное — на место нельзя никого поставить. Все они считают, что так оно и должно быть, а по-настоящему работать никто не хочет, да и потенциала — ноль. Разумеется, без конфликтов там не обходилось. И когда до Ширвиндта дошло, он, естественно, не на мою сторону встал. И такое во многих театрах происходит.

Руководители — люди себе на уме. Особенно, на мой взгляд, в этом преуспел Александр Калягин, хитрый и пронырливый человек. Правда, в этом плане ему далеко до худрука МХАТа Олега Табакова. Вот этот уж точно своего не упустит, настоящий рвач! И причем многие о нем такого мнения. Деньги он очень любит. Во время подписания контракта я запросил свой обычный гонорар, а ему сумма очень не понравилась».

Звезда Голливуда Шон Янг так и не смирилась с нашей действительностью

Поработать в нашумевшем в свое время сериале «Есенин» нашего земляка пригласил его давний знакомый режиссер Игорь Зайцев. Владимир Беляйкин давал уроки хореографии исполнителям главных ролей — любимцу российских женщин актеру Сергею Безрукову и голливудской звезде Шон Янг. «Общаться с ними было очень интересно и увлекательно, тем более Сережу я знал еще по школе-студии МХАТ.

Талантливый молодой актер, но уж слишком ушел в сериалы. Что ж поделаешь, сейчас это приносит неплохие деньги. Роль Есенина ему удалась, тем более в паре с Шон Янг. Вот это уж действительно яркая экстравагантная личность! Каждый ее новый день в России был полон сюрпризов. Она могла посвятить часы изучению биографии и творчества Есенина. В музее она постоянно донимала сотрудников вопросами, все для нее было интересно и увлекательно. И в итоге она великолепно вошла в роль. И мне с ней очень легко работалось, Шон понимала меня буквально с полуслова, но вот нашу российскую действительность она так и не смогла понять. Я сразу заметил, что у нас в России ей трудно, это ведь не Голливуд. Депрессия и постоянная хандра давали о себе знать и в итоге вылились-таки в спиртное. Как-то Шон Янг пришла на репетицию пьяной, а дело было в три часа ночи (мы работали в очень напряженном графике). В общем, уподобилась многим нашим актерам, которые и во время работы не могут без спиртного. Но справлялась она прекрасно даже в пьяном виде, демонстрировала самый настоящий профессионализм — вот что значит легенда Голливуда. Отъезд на родину стал для нее и огорчением, и облегчением. На съемочной площадке она нашла много друзей, и ей тяжело было с ними расставаться, но Россия как страна ее очень разочаровала. Она так и не привыкла к нашей жизни».

«Современного шоу-бизнеса нет без лицемерия»

С мэтрами современного шоу-бизнеса наш земляк в основном общается только на деловой почве. По его словам, многие из них очень далеки от своих блистательных экранных образов. «Взять хотя бы ту же Ладу Дэнс, довелось мне как-то поработать с ней на одной площадке. Дамочка решила попробовать себя в джазе, непонятно только — зачем, ведь она очень даже преуспела в попсе. А каждый должен заниматься своим делом. Выступала Дэнс вместе с оркестром Лундстрема, и во время концерта на ее долю пришлись только жидкие хлопки — до того бездарным было ее выступление. В то же время оркестр Лундстрема во время своих отдельных выходов собирал настоящие овации. Ну не умеешь ты петь джаз, не берись, неужели какие-то понты дороже собственной репутации?! Впрочем, на репутацию господам звездам, видимо, начхать. Лада Дэнс, созерцая успех оркестра, открыто материлась, мол, к … матери закончился бы быстрее этот концерт. И это артистка эстрады и кино! Да и само действие происходило в Театре эстрады. А тут этот мат… Лариса Долина — вот настоящая джазовая певица. Я с ней познакомился еще в 90-е. Талант, да и только. Умеет человек работать, и слушают ее с удовольствием».

Певец Александр Малинин, по словам Владимира Беляйкина, недалеко ушел от своей звездной коллеги Лады Дэнс. «Изъявил желание взять у меня уроки пластики, для занятий пригласил к себе на дачу. Шикарнейшее место, хочу вам сказать! Большое количество персонала, и, что характерно, — все ненавидят своего хозяина. И, как оказалось, есть за что. Щедростью господин Малинин, мягко говоря, не отличается. За все время наших с ним занятий он меня даже чаем не напоил. И за уроки не заплатил».

Вместе с шоуменом Валдисом Пельшем Владимир Беляйкин работал еще в театре МГУ. «Он очень хотел в свое время серьезно заняться театром, видел в этом свое будущее, но потом все-таки выбрал деньги. И уже не вспоминает о своей былой мечте, активно вращаясь в своей телевизионной сфере. Сейчас он для многих — недосягаемая величина. Умеет где надо улыбнуться и кому надо подмигнуть. А вот про Максима Галкина я бы этого не сказал, он ведет себя довольно просто и естественно, что нехарактерно для его общества. Я работал с ним на концертах, когда он писал свои первые пародии, уже тогда успех ему был обеспечен. А по поводу его якобы помолвки с Пугачевой разговоры утихли. Теперь все шутят, что, мол, она — его потерянная бабушка.
Я как-то выступал на телевизионном поприще. Меня приглашали в качестве специалиста по пластике в передачи „Что хочет женщина“ и „Принцип Домино“. Но, честно говоря, телевидение — не моя стихия».

Настоящий талант всегда скромен

С этим утверждением целиком и полностью согласен наш земляк, тем более что жизнь неоднократно заставляла его в этом убеждаться. «С особой теплотой я вспоминаю свою встречу с легендой советского кино Георгием Вициным. Это был небольшой подмосковный концерт с небольшим количеством зрителей… Вицин вел себя легко и непринужденно, общался со всеми доброжелательно, а мне даже место свое стал уступать в микроавтобусе, когда мы ехали на выступление. Жил себе и жил человек на Старом Арбате, тихо так, скромно. И работал до последнего, хотя был уже в преклонном возрасте.

Очень интересная личность — Михаил Задорнов. Я с ним год занимался пластикой. Этот знаменитый юморист объездил весь мир, неоднократно бывал в Тибете, увлекается йогой, делает упражнения по системе тибетских монахов. И при этом ведет довольно скромный образ жизни, не позволяя себе никаких излишеств».

Из современных молодых артистов Владимир Беляйкин выделяет звезд сериала «Не родись красивой» Нелли Уварову и Григория Антипенко. «С Нелли мы познакомились во время работы над спектаклем «Фандорин». Она тогда играла в паре с артистом Петром Красиловым. Тот, если честно, малый высокомерный, смотрит на всех свысока — типичная звездная болезнь. А вот Нелли простая милая девушка, без всяких там амбиций. Она смотрела на меня, как на Бога, ловила каждое слово. Гриша Антипенко тоже показал себя настоящим профессионалом: больше дела — меньше слов.

Мечтаю сделать постановку на древнемордовскую тематику
«Предложения поступают, без этого не обходится. Вот совсем скоро начну работу над пьесой современного автора Александра Чугунова. Я очень бы хотел поставить спектакль в моем родном городе, но пока все остается на уровне бесполезных переговоров. И дело совершенно не в деньгах. У меня есть мечта: постановка на древнемордовскую тематику, с ритуалами и обрядами. А пока я работаю в других городах, много езжу. В Волгограде ставлю свой авторский спектакль „Без лишних слов“, бываю и за границей. Еще в лихие 90-е мне предлагали работу в Голландии, Бельгии и Испании, но я отказался. Деньги, помнится, обещали хорошие, но нет ничего тяжелее ностальгии по родине…».

«Вечерний Саранск»