Народная артистка России Лидия Ледяйкина: «Всегда знала, какого мы роду-племени»

02.06.2010 15:43

«Чистокровная мордовка»

На сцене она с поразительной достоверностью превращается то в немку Селию Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, то в экстравагантную американку Боди в «Прекрасном воскресенье для пикника» по Теннесси Уильямсу, то в 76-летнюю сербскую госпожой Петрович («Night and day» по пьесе Биляны Срблянович), то в яркую характерную шведскую бабку из постановки "Лицо«по пьесе И. Бергмана. В своем бенефисном спектакле «Поживем — увидим» по Бернарду Шоу на сцене питерского Театра Ленсовета народная артистка России Лидия Ледяйкина предстает утонченной стильной англичанкой миссис Клэндон. А в начале профессиональной карьеры она с не меньшим успехом играла и маленькую разбойницу в «Снежной королеве», и близнецов сестру Виолу и брата Себастьяно в «Двенадцатой ночи» Шекспира, и сообразительного Наф-Нафа в «Трех поросятах», и хрупкого серого мышонка в «Дне рождения Кота Леопольда».

Режиссёров всегда подкупает её исключительный талант — полностью и внешне, и психологически перевоплощаться в своих героинь. Тем сильнее саму Ледяйкину поразило, когда однажды на улице к ней, уже вполне сформировавшейся актрисе, подошла незнакомая женщина и, извинившись, поинтересовалась: «Вы случаем не мордовка?». «А как вы догадались?» — переспросила Лидия Константиновна. «По лицу», — улыбнулась незнакомка.

— Да, я чистокровная мордовка, — с гордостью подтверждает Лидия Константиновна. — Мои мама и папа эрзяне, оба уроженцы Мордовии, хотя встретились они в г. Дзержинске тогда Горьковской области, а я у них родилась в Барнауле. Но всегда отлично знала, какого я рода-племени.

Опальные Ледяйкины

Дедушка и бабушка по линии отца из атяшевского села Киржеманы. У них было четыре сына и две дочки. Ледяйкины славились среди односельчан трудолюбием и сплоченностью, работали на совесть, благодаря чему и сколотили довольно крепкое по тем временам хозяйство, отстроили большой дом, на нужду не жаловались. Да в конце 1920-х — 1930-е, когда по стране развернулась кампании по глобальному раскулачиванию, «зажиточных» Ледяйкиных лишили и крыши на головой, и всего нажитого честным трудом имущества. Спасти удалось лишь иконы, и те впоследствии кто-то украл.

Отец рассказывал Лиде, как холодный октябрьским днем ее деда Степана в одной рубахе вывели на улицу и на глазах у родных и соседей несколько раз облили ледяной водой. Дом сожгли. Опасаясь гонений, Лидин отец, Константин Степанович уехал подальше из Киржеман — за Урал, в Свердловск. Только на чужбине не выдержал он долго и перебрался поближе. Обосновавшись в Дзержинске, вскоре он перевёз к себе преждевременно состарившихся от несправедливых унижений, ютившихся в не отапливаемом бараке, родителей. Как ни горько было Ледяйкиным оставлять родную землю, удобренную их соленым крестьянским потом, но они покинули село.

Внучка «врага народа»

Внешностью Лида пошла в другого деда Петра Батяйкина. Он и в старости выделялся завидной статью, выразительными типично финно-угорскими чертами — скуластое лицо с чуть вздернутым носом и небесно-голубыми глазами.

Петр и Мария Батяйкины, жившие в дебёнском селе Сайнино, тоже не покладая рук, трудились, чтобы обеспечить безбедное будущее своим шестерым красавицам дочкам. Да и девчонки их с малых ногтей приучались к работе и разному рукоделию. Батяйкина, как человека толкового и трезво мыслящего, власти сначала назначили председателем только что созданного колхоза, а потом, обвинив в каких-то «антисоветских грехах», посадили в тюрьму.
Его 16-летняя дочка Катя возглавляла сельский дедсад. Но после ареста отца, ответственные товарищи решили, что наследница «врага народа» не может заниматься воспитанием подрастающего поколения. И Екатерине пришлось искать пристанища в Джержинске, где судьба как раз и свела её с Константином Ледяйкиным, работавшим на Горьковском автозаводе. Один за другим у них родилось трое детишек.

Национальный характер

В годы Великой Отечественной автозавод эвакуировали в Барнаул. Там и появилась на свет младшая дочка Константина Степановича и Екатерины Петровны — Лидочка. Дома родственники между собой общались на мордовском, а баба Маша, та вообще, в отличие от образованного, хорошо владевшего русским, деда Петра, говорить умела только по-эрзянски. Тем не менее, внучка без проблем понимала любимую бабулю, обожала её певучую растяжную речь. С детства ей запомнились многие эрзянские слова.

О трагическом прошлом старшие тогда предпочитали не распространяться, но на праздники нередко готовили вкуснющие национальные угощения. Особенно Лиде нравился каймак — открытый пирог с картофельной начинкой. Она заворожено разглядывала искусные замысловатые узоры на вышитых бабушкой столешницах и полотенцах.

Отец иногда в шутку замечал, мол, «если и есть в нашей семье мордва, так это точно Лида». Упрямая и настырная, коли чего хочет — непременно добьётся. Национальное свойство ей характера проявилось и при выборе профессии. В 15 лет она пришла в Барнаульский драмтеатр и настолько уверенно заявила главному режиссеру: «Я хочу у вас играть», что тот не осмелился отказать и её, школьницу, приняли в театральную труппу.

«Буду лаботать алтисткой!»

А стать артисткой Лида решила гораздо раньше. В конце 40-х ещё и телевизоров-то было немного, культуру в массы поставляло радиовещание. Однажды в эфире транслировался концерт, и пока он шёл, трёхлетняя Лидочка плясала и пела «под аккомпанемент» прославленного хора имени Пятницкого. Потом упала и уснула. Наутро мама Катя обнаружила дочку перед зеркалом, в своих туфлях на каблуках, пуховом платке. Мало того, кроха старательно раскрашивала губы маминой помадой. На изумлённый вопрос, «куда это ты собралась?», последовал ответ — «на лаботу».

«А кем ты работаешь?» — спросила мама. «Алтисткой», — заявила дочка.

Екатерина Петровна такому стремлению не противилась. В юности она тоже мечтала о сцене. Ещё до замужества даже некоторое время училась в Саранской театральной студии при театре. Но стипендии студийцам не полагались. Со своей стороны, практичная баба Маша, недовольная дочкиным увлечением, категорически отказалась давать деньги на «бесполезную» профессию. А на что жить в городе? И Екатерине пришлось смириться и вернуться в деревню. Ну а Лида оказалась гораздо упорнее в осуществлении мечты.

Русский театр в Бишкеке

Окончив школу, поехала в Москву. С первой попытки в Школу-студию МХАТ худенькую субтильную провинциалку не приняли. Там предпочитали высоких, фактурных абитуриенток с низким грудным голосом. Но через год Лидия Ледяйкина подала документы в ГИТИС и поступила на курс Владимира Готовцева — ученика знаменитого Станиславского.

Получив диплом, выпускница московского вуза Лидия Ледяйкина думала поехать работать в Саранский театр. Чувствовала подсознательную тягу к родине предков. Однако местное культурное руководство её кандидатуру отвергло. Дескать, «нам нужны свои, доморощенные специалисты, а она, поди, и мордовского языка-то не знает. Нет, не возьмём».

И дипломированная актриса отправилась во Владикавказ, потом отыграла сезон в Нижнегородской драме. А во Владимирском областном театре она встретила свою судьбу, тогда ещё начинающего, но талантливого режиссера Вдадислава Пази, ставшего для яркой артистки Лидии Ледяйкиной другом, любимым мужем, верным спутником на тридцать два года.

Он не ставил спектаклей специально на жену. Две самодостаточные личности, они с уважением относились к творческим амбициям, всегда отлично понимали друг друга, не оскорбляя глупой ревностью. Потому вокруг Ледяйкиной и Пази никогда не возникало никаких закулисных сплетен и интриг, что нередко случается с театральной обыденности.
Отработав почти 15 лет во Владимире, затем они вместе творили в Мурманской драме. А затем вместе поехали в Киргизию, возрождать там Русский театр.

Бишкекский период Лидия Константиновна вспоминает с особой теплотой. Он получился наиболее плодовитым в творческом отношении и для режиссера Владислава Пази, и для его супруги-актрисы. Владиславу Борисовичу удалось создать, сплотить талантливую труппу, чьи спектакли гремели по всему Советскому Союзу.

Звезда Ленсовета

Но в середине 1990-х из-за проблем со здоровьем Владислава Борисовича, супруги переехали на родину Пази в Санкт-Петербург. И опять вместе служили искусстве в Петербургском театре им. В.Ф.Комиссаржевской, затем более десяти лет — в Театре имени Ленсовета.

Питерские публика до сих пор ходят на Ленсоветовские спектакли «Nigt and day», «Поживём- увидим!», «Приглашение в замок», «Фредерик, или Бульвар преступлений», специально «на Ледяйкину». При том что сегодня Ленсоветовская труппа изобилует «звездными» именами — Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Всеволод Цурило, Лариса Луппиан, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих.

Ну а многочисленные кино- и телезрители знают Лидию Ледяйкину по популярным сериалам «Убойная сила», «По ту сторону волков» Владимира Хотиненко, историческим кинолентам «Сиси», «1612» и другим.

На память, для души

Год назад мы встречались с Лидией Константиновной, когда в Питере проводились Дни мордовской культуры. Ах, как сияли её глаза, едва зазвучало сочное певучее многоголосье ансамбля «Келу»! А с каким интересом она рассматривала мордовскую вышивку, сувениры!

— Для души я купила салфетки с национальным орнаментом. Похожие скатерки вышивали мои бабушки. Приглянулись и книжные издания, рассказывающие о традициях, истории и современной Мордовии. Жалко, что их не продавали. Мне так хотелось получить что-нибудь на память, и я упросила-таки продать комплект симпатичных открыток о Мордовии.

И ещё Лидия Константиновна призналась, что очень-очень хочет побывать в Мордовии. И наверняка, раз решила — своё желание исполнит!

«Известия Мордовии»