Плюнули в душу Победе

28.05.2010 09:07

У всех наc еще свежи в памяти впечатления от самого трогательного и светлого праздника — Дня Победы. Испытывая прилив искреннего, не показушного патриотизма, достигшего наивысшего звучания в ликующие майские дни, народ «запал» на победную символику: георгиевские ленточки, патриотичные наклейки. По Саранску, выражая общее настроение, гордо разъезжали авто с победными слоганами. Один из джипов был весь расписан под фронтовую тематику. На правой дверце белой краской — «Т-34», на левой — «На Берлин!», а на заднем стекле — немного эпатажный, но исторически правдивый «За Родину! За Сталина!». Не лишенный юмора владелец дорогого «Мерса», наклеил на стекло полный самоиронии стикер — "Messer«- «Трофей».

И, конечно, в эти победные дни вновь стали хитами фронтовые мелодии, звучавшие отовсюду. Их распевали хором с друзьями и напевали вместе на праздничном стадионе. Конъюнктуру спроса быстро уловили сотовые компании, запустившие акцию под девизом — поставь на мобильный вместо гудка военный рингтон. Одна из сотовых компаний эксплуатировала при этом дорогую сердцу каждого дату — 1945. Стоило набрать эти заветные четыре цифры, выбрать мелодию и — вместо гудка каждый позвонивший вам мог слушать незабвенные «Темную ночь», «Синий платочек» или неувядаемый «День Победы».

Поскольку у друзей и знакомых эти хиты уже волнующе звучали в трубках, не удержалась и я. Подивившись заодно бескорыстию и патриотизму сотовых сетей, предлагавших эту услугу бесплатно.

Однако насчет благородства, а уж тем более бескорыстия, я сильно погорячилась. Во-первых, сразу пришло сообщение, что я купила на год(а отнюдь не получила в подарок, как было обещано) «День Победы». А, во-вторых, эта мелодия на сотовом сама собой отключилась, едва отгремели залпы победного салюта. Далее тонкий эстетический вкус звонивших оскорблял своей примитивностью мотивчик «неизвестной породы».

Когда обман открылся, я (правда, не без труда и не сразу) нашла способ, как избавиться от этого музыкального кошмара. Стоило набрать цифры о подключении услуги, как бодрый голос автоинформатора радостно сообщил, что я могу выбрать в восьми номинациях одну из восьми понравившихся мелодий.

И вот тут во мне начала подниматься праведная волна народного гнева. Во-первых, надо было потратить время и нервные клетки, чтобы прослушать весь этот музыкальный бред. Среди 64 предложенных музыкальных фрагментов без скрежета зубовного слушать можно было максимум пару-тройку. Мучительный выбор «из двух зол» усугубился новым ударом по кошельку — со счета сразу же «ушли» 65 рублей.

Как выяснилось, желающих «сменить пластинку» оказалось немало. И сотовая компания, вне всякого сомнения, подсчитывает большие барыши, превратив в лохов доверчивых пользователей. Схема, в принципе, не нова. Да и цинизм наших коммерсантов вполне банален. «Ни церковь, ни кабак ничего не свято» — написал когда-то сам далеко не святой и не безгрешный Владимир Высоцкий. Но моральное мародерство в контексте даты святой и священной все же зашкаливает за все мыслимые пределы. Оно сродни выстрелу из-за угла — в нашу память. Это плевок в душу всем. Потому что все мы — наследники Победы.

Наивно взывать к совести тех, кто ее не имеет. Но стоит напомнить прагматика Адама Смита — «Когда исчезает мораль, исчезает и хлеб». Компании, выстраивающие маркетинговую политику на лжи и цинизме, рано или поздно станут неконкурентоспособными и со временем вымрут, как мамонты. Хотелось бы верить в непреложность этого закона свободного от всякой морали рынка.

P.S. В муках выбранный вальс звучит в моей трубке какофонией радиопомех и шорохов. Поскольку мои абоненты не в силах более нести бремя музыкальных терзаний, решила отключить услугу напрочь. Но — не тут-то было! Процедура отключения оказалась столь сложной и запутанной, что, похоже, придется убить на нее свободный выходной. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна!..»

«Известия Мордовии»