Игорь Белорунов: «На смену «ПАЗам» и «ГАЗелям» в Саранск приходят «Форды», «Фиаты» и «Мерседесы»

11.07.2019 10:28

 Игорь Белорунов: «На смену «ПАЗам» и «ГАЗелям» в Саранск приходят «Форды», «Фиаты» и «Мерседесы»

Бесперебойная работа общественного транспорта – одно из основных направлений жизнедеятельности города. В настоящее время в Саранске действует 49 маршрутов общественного транспорта, на которые ежедневно выходит около 370 единиц подвижного состава. Считается, что в последнее время в столице Мордовии удалось значительно повысить уровень транспортного обслуживания населения. Увеличилось число автобусов и троллейбусов, появились красочные табло на остановках, сообщающие о времени ожидания транспорта, выросла культура перевозок. О сегодняшнем дне муниципального пассажирского транспорта рассказывает директор казенного учреждения управления транспорта городского округа Саранск Игорь Белорунов.

-Игорь Валерьевич, к чемпионату мира по футболу в Саранске удалось повысить уровень транспортного обслуживания на городских пассажирских перевозках. Обновился подвижной состав муниципального общественного транспорта Саранска. Его пополнили 50 современных автобусов и 30 троллейбусов. То есть сейчас бесперебойная работа общественного транспортного транспорта осуществляется без проблем?

-Действительно, к чемпионату мира по футболу в Мордовии удалось повысить уровень транспортного обслуживания на городских муниципальных маршрутах Саранска. Этому предшествовала огромная подготовительная работа. В сентябре 2016 года было приобретено в лизинг 50 единиц городских низкопольных автобусов марки «МАЗ» большой вместимости, в салонах имеются специальные места для размещения инвалидов в колясках, мест для сидения -20, общих мест-98. Все автобусы повышенной комфортности, соответствуют классу экологической безопасности «евро-пять». Салон оборудован кнопкой связи пассажира с водителем. Тогда же были приобретены 30 новых троллейбусов, соответствующие также всем требованиям и стандартам. Мы всегда старались, чтобы в нашем городе осуществлялась бесперебойная работа пассажирского транспорта. Во время чемпионата мира весь город был на подъеме, и транспорт работал на должном уровне, тогда в этом направлении была взята высокая планка, которую стараемся не опускать и по сей день. Наша основная задача - работа общественного транспорта. Это заключает в себе бесперебойность, качество, безопасность перевозки пассажиров. Новый подвижной состав соответствует всем этим требованиям и мы стараемся все их соблюдать.

-В какой мере время ожидания пассажирского транспорта на остановке зависит от его маршрута?
-Есть маршруты, у которых большая трассировка, на оборотный рейс уходит больше часа. В соответствии с этой трассировкой и временем оборотного рейса, с учетом утренних пробок, учитывается: сколько единиц транспорта должно быть на этом маршруте. Определяются нормы: в пиковое время «утро-вечер» и межпиковое время, днем. От длины протяженности маршрута и количества транспортных средств на этом маршруте рассчитывается время, которое пассажир ждет в утренний и вечерний часы пик и межпиковое. В час пик транспорт ездит с большей интенсивностью и соответственно с меньшим интервалом. На утро приходится вывоз людей из спальных районов и развоз их по местам работы-учебы, вечером – обратный процесс. Мы стараемся сократить время ожидания транспорта в часы пик до минимума. А вот днем придется постоять чуть подольше: пассажиропоток резко падает, на остановках людей становится меньше, и соответственно число единиц пассажирского транспорта на маршруте не на много, но сокращается.

- По каким критериям определяется маршрут пассажирского транспорта?
-Когда определяется организация нового маршрута, мы смотрим на необходимость этого маршрута: строительство новых микрорайонов с большим проживанием людей, появлением каких-либо объектов медицины или социальной направленности. Возьмем для примера автобус № 27. На улице Татьяны Бибиной вырос новый микрорайон и в городскую администрацию поступало много просьб от местных жителей: связать их улицу с центром города. Маршрут решили проложить таким образом: он начинается на Химмаше, проезжая по центру, заворачивает на Васенко, потому именно на ней сосредоточился ряд крупных промышленных предприятий, где работают горожане. Одна из остановок маршрута расположена около железнодорожного вокзала. А вот возвращается он уже по улице Полежаева, собирая пассажиропоток с центра города, с университета, с рынка. Или измененный маршрут № 5. Он тоже связан с появлением нового микрорайона Юбилейный и теперь проходит через него. Его появлению предшествовали обращения от местных жителей, поступившие в администрацию Саранска. Следует отметить, что все новые, либо измененные маршруты мы «пропускаем» через пожелания горожан. В каждом конкретном случае мы проводим мониторинг, опрос граждан. И в зависимости от предложений общего количества людей, изъявивших желание, мы решаем, каким образом проложить новый маршрут или изменить уже действующий. Надо сказать, что в данном случае выбрать золотую середину довольно сложно, тем не менее мы ориентируемся на подавляющее большинство. Но все же главным критерием для выбора маршрута общественного транспорта всегда является устойчивый пассажиропоток. Если пассажирским транспортом этого маршрута будет пользоваться достаточное количество людей, то он будет рентабельным. А если спроса на него не будет, то в соответствии с новым законодательством, перевозчик вправе обратиться с письменным заявлением о прекращении действия свидетельства.

- В последнее время в городе появились несколько новых автобусных маршрутов, изменились несколько уже существующих. Значит ли это, что в связи с этим количество единиц транспорта на других маршрутах сократится?
-Этого не должно случиться. Транспорт распределяется по маршрутной сети таким образом, чтобы количество подвижного состава не менялось. Единственное, что может быть- во время следования по маршруту: автобус или троллейбус может выйти из строя и его придется доставлять в автопарк или депо. Взамен неисправного транспортного средства, снимается транспорт с маршрута с наименее устойчивым пассажиропотоком. Во всех других случаях количество транспорта на маршрутах не сокращается. Открытие новых маршрутов мы стараемся осуществлять осторожно, чтобы это не повредило действующим с устойчивым пассажиропотоком. Тем, к которым все привыкли, и на которых выросло не одно поколение горожан.

-Почему в Саранске приостановилось развитие троллейбусного транспорта: старые маршруты понемногу отмирают, а новых не появляется?
- Вынужден с Вами не согласиться. За последнее время мы исключили из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Саранск только один маршрут троллейбуса № 12 в 2017 году. Дело в том, что он почти полностью дублировал автобусный маршрут №6 и не был рентабельным. Но развитие троллейбусного движения в Саранске не умирает и лишним доказательством этому является приобретение 30 единиц нового самого современного транспорта, которые сейчас успешно работают на маршрутах. Почему нет новых маршрутов? Тут не все просто, так как зависит от контактной сети. Это довольно дорогое удовольствие: чтобы проложить новый троллейбусный маршрут, нужно создать контактную сеть, построить ряд тяговых подстанций. На данный момент у нас стоит задача – модернизация уже существующей контактной сети, она работает с советских времен, и местами очень изношена. Она старая, а нагрузка на нее довольно большая, поэтому необходима замена и контактной сети, и модернизация некоторых тяговых подстанций.

-В какой степени работа пассажирского маршрута зависит от желания перевозчика?
- Права и обязанности перевозчика в данном случае в достаточной мере определяет Федеральный закон 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом». Он устанавливает работу на городских маршрутах по регулируемым тарифам и по нерегулируемым. Регулируемые тарифы подразумевают конкурсную процедуру по Федеральному закону № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключение муниципальных контрактов. А по нерегулируемым проводится открытый конкурс и победителям выдается свидетельство на право перевозок. Есть требования, которые должны выполнять перевозчики в обязательном случае. Перевозчики должны соблюдать интервалы времени в утренний час пик, в вечерний, в межпиковое время, точно соответствовать расписанию: времени отправления, времени прибытия. Это условие муниципального контакта и свидетельства. По регулируемым тарифам муниципальные контракты заключены с «Горэлектротрансом», а по нерегулируемым тарифам автотранспортным предприятиям различных форм собственности выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрута. Важная деталь: тариф за проезд на маршрутах с нерегулируемыми тарифами определяет сам перевозчик. Обо всех предстоящих изменениях по тарифам перевозчики, работающие на маршрутах с нерегулируемым тарифом должны за 30 дней информировать администрацию Саранска.

-Будет ли в Саранске продолжена практика использования «ГАЗелей» в качестве маршрутных такси? (В других городах, в частности, в Казани, от их услуг отказались, мотивируя тем, что горожан вполне устраивает маневрирование муниципального пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев).
-На сегодняшний день в городе действует 49 маршрутов общественного транспорта. Движение 26 маршрутов осуществляет муниципальное предприятие «Горэлектротранс». Это 15 автобусных маршрутов и 11 троллейбусных. И 23 маршрута работают по нерегулируемым тарифам: это автобусы «ПАЗы» и «ГАЗели», принадлежащие автотранспортным предприятиям с различными формами собственности. Муниципальный транспортный парк насчитывает 217 единиц: 101 троллейбус и 116 автобусов. Подвижной состав частников – чуть более 400. Следует учесть, что частные автотранспортные предприятия в Саранске стали постоянными участниками пассажирского перевозочного процесса, его неотъемлемой частью. Если муниципальный транспорт здесь перевозит ориентировочно 60% пассажиров, то оставшиеся 40% приходятся на частников. Согласитесь, что эта доля довольно ощутимая. Другой вопрос, что «газели» - это уже отживающий момент (их уже почти в городе не осталось). Частники сейчас покупают или берут в лизинг комфортабельные современные «Форды», «Фиаты», «Мерседесы». Чуть хуже обстоит дело с заменой автобусов «ПАЗ», она идет не так активно, но перевозчики к этому стремятся. Помимо всего, за долгие годы местные жители привыкли к частному транспорту. И удобно, когда есть альтернатива: по желанию можно поехать на муниципальном транспорте (особенно при наличии льгот), или воспользоваться услугами частного автотранспорта.

-Табло со временем ожидания автобусов, троллейбусов и маршрутных такси в настоящее время присутствуют только на остановках в центре города. Когда такое же удобство появится и в спальных районах?
-В настоящее время в Саранске 9 подобных табло, они установлены на узловых остановках. Это очень удобно, они установлены от системы ГЛОНАСС, дают информацию об ожидаемом времени прибытия того или иного транспортного средства. Увеличение количества таких табло, конечно же, повысит качество транспортного обслуживания населения Саранска. В настоящее время мы над этим работаем, но пока все зависит от финансового обеспечения.

-С какой периодичностью изменяется цена поездки в пассажирском транспорте и какие критерии являются основополагающими для этого?
-Есть постановление Правительства Республики Мордовии № 612 от 29.12.18 года, в котором говорится об утверждении регулированных тарифов на перевозки пассажиров, багажа на 2019-2021 годы. Там расписаны тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Республике Мордовия на 2019 -2021 гг. С 1 января по 30 июня 2019 года цена поездки составляла 19 и 20 рублей (безналичный и наличный расчет соответственно). С 1 июля 2019 года цена проезда составляет 20 и 21рублей (безналичный и наличный расчет). Следующие повышения предусмотрены с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года. Во всех случаях цена поездки будет повышаться на 1 рубль. Необходимо отметить, что на сегодняшний день стоимость одной поездки в общественном транспорте в Саранске остается одной из самых низких среди регионов ПФО. Для сравнения: в Самаре и Нижнем Новгороде проезд стоит 28 рублей, в Казани – 27 рублей, в Уфе – 25 рублей, в Саратове -23 рубля, в Кирове и Йошкар- Оле – 22 рубля. Рост тарифов на проезд по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа Саранск, зависит от роста цен и тарифов на топливо, электроэнергию, а также запасные части подвижного состава.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»