В Саранске заработает «скорая коммунальная помощь»

28.04.2010 10:38

— Слышала, что упраздняют Центральную диспетчерскую службу, а ведь в ЦДС периодически приходится звонить: то трубу прорвет, то мусор не вывезут. Неужели некуда будет сообщить о коммунальной беде?
Валентина Казакова

— Центральная диспетчерская служба Саранска не упраздняется, а реорганизуется в Единую дежурную диспетчерскую службу Саранска (ЕДДС), — говорит Леонид Дыдыкин, главный диспетчер ЕДДС. — С 2010 года полномочия по защите города от чрезвычайных ситуаций возложены на Администрацию г.о. Саранск, так как Управление по делам ГО и ЧС г. Саранска сокращено. Постановлением Главы Администрации г.о. Саранск МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» была наделена полномочиями в области организации и ведения гражданской обороны, защиты населения и территории городского округа Саранск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В феврале 2010 года при Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства был создан Штаб гражданской защиты, при котором должен в постоянном режиме действовать пункт управления. Таким пунктом управления станет Единая дежурная диспетчерская служба, которая создана как подразделение Дирекции.

В настоящее время готовится нормативно-правовая база, по которой будет работать новая диспетчерская служба, нарабатываются базы данных, закупается оборудование. Запустить Единую дежурную диспетчерскую службу, как общегородскую оперативную службу по всем вопросам коммунального хозяйства и благоустройства, а также по ситуациям чрезвычайного характера, планируется ближайшей осенью.
Нынешняя Центральная диспетчерская служба не имеет никаких управленческих функций — она фиксирует только заявки по вопросам городского хозяйства и передает в соответствующие службы.

Новая диспетчерская служба имеет другую идеологию: по замыслу при возникновении коммунальной проблемы или чрезвычайного происшествия дежурный ЕДДС должен принять управленческое решение, организовать взаимодействие сил и средств для ликвидации внештатной ситуации. В настоящее время наработаны алгоритмы действия дежурного диспетчера ЕДДС в той или иной ситуации — куда звонить, какие силы привлекать к ликвидации происшествия. Всего таких инструкций разработано 99 — по количеству ЧС, которые теоретически могут возникнуть в Саранске.

Возможно, ЕДДС будет располагаться в помещении ныне действующей Центральной диспетчерской службы. Основа работы ЕДДС — автоматизированные рабочие места. Предусматривается пять рабочих мест, в том числе и для Главы Администрации г.о.Саранск или руководителя штаба на случай серьезных чрезвычайных происшествий.

В штатном режиме в ЕДДС будут работать дежурный диспетчер, помощник дежурного диспетчера и два оператора, которые будут заниматься приемом сообщений. На этих операторов еще будет возложена функция по оповещению и связи, то есть в случае какой-либо чрезвычайной ситуации они будут обязаны оповестить население Саранска об этом ЧС. ЕДДС будет работать в круглосуточном режиме.

В помещении ЕДДС предусматривается три экрана: мультимедийный проектор с электронной картой города, монитор для демонстрации видеоматериалов и экран для демонстрации текстовой информации, графиков и таблиц.

Также в ситуационном зале будут работать две видеокамеры, которые будут фиксировать работу ЕДДС. В перспективе предусматривается установка внешних камер, которые будут работать на крупных перекрестках Саранска, людных местах, сигнал с которых будет передаваться в ЕДДС. Картинка с видеокамер будет записываться и храниться на специальном сервере.

Кроме того, в Единой дежурной диспетчерской службе предусмотрен сервер для записи и хранения всех телефонных переговоров, которые будут вестись в ЕДДС. А также сервер баз данных, на котором будет храниться информация обо всех муниципальных предприятиях, коммунальных службах, больницах и т.п. с указанием количества и марки имеющейся техники, человеческих ресурсов, адресов, телефонов руководителей, специалистов, водителей, рабочих, помощь которых понадобится в той или иной ситуации. Например, в какой-то ситуации понадобятся автокраны — мы создаем полную базу автокранов, имеющихся на предприятиях города, с указанием ФИО водителя, а также его адреса и телефонов. В случае ЧС ему звонят, за ним приезжают, и он едет на ликвидацию той или иной аварии. И такие базы сейчас создаются по всей коммунальной и специальной технике и иным ресурсам. Базы данных будут постоянно наращиваться и обновляться, что будет способствовать более оперативной ликвидации коммунальных аварий и ЧС.

В ЕДДС будет работать многоканальный телефон — на восемь линий будет один телефонный номер. Нам связисты предложили на выбор восемь простых и быстро запоминающихся номеров, но пока с основным телефонным номером мы не определились. МЧС предлагало нам воспользоваться номером 112, но мы отказались — все-таки номер 112 ассоциируется с серьезными происшествиями типа пожаров, крупных аварий, а ЕДДС будет принимать сообщения и о более мелких происшествиях — упавшем дереве, к примеру, или отсутствующем канализационном люке, невывезенном бункере с мусором и т.п.

В идеале все коммунальные службы должны реагировать на происшествия оперативно — по принципу «скорой помощи»: поступило сообщение о ЧП — дежурная бригада немедленно выехала. Мы будем прилагать все усилия, чтобы этот принцип ликвидации коммунальных аварий и иных чрезвычайных ситуаций заработал в Саранске без сбоев.

«Вечерний Саранск»