Вера Глаголева: «Меня привлекают картины, где есть внутренняя жизнь»

21.04.2010 13:25

Известная актриса и режиссер — о новом фильме, творчестве, судьбе и счастье в личной жизни

Веру Глаголеву мы знаем как актрису: на ее счету более полусотни фильмов, в половине из них — главные роли. «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Воскресный папа», «Маросейка, 12», сериал «Обручальное кольцо», который все еще идет на Первом канале... Но мало кто знает, что Глаголева двадцать лет уже — кинорежиссер. И хотя несколько ее работ так и остались незамеченными, но последний фильм — «Одна война» — еще до выхода на экраны начал собирать награды: Гран-при международного кинофестиваля «София Фильм Фест» в Болгарии, Гран-при фестиваля отечественного кино «Московская премьера», Гран-при международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар». Работа оператора этой картины совсем недавно, в марте отмечена высшей наградой — национальной премией «Белый квадрат».

v_glagoleva«Одна война» — это история о женщинах Страны Советов, во время войны родивших детей от немцев и за это сосланных вместе с детьми на необитаемый остров. В этой картине снялась Анна Нахапетова — дочь Веры Глаголевой и Родиона Нахапетова.

Мы решили встретиться с Верой Глаголевой и расспросить ее и об этой картине, и о том, почему она решила стать режиссером, и о том, что нужно женщине для счастья.

«Одна война»

— Вера Витальевна, расскажите, как появился фильм «Одна война»? Насколько реальна эта история?
— Этот сценарий мне достался в готовом виде. Написала его Марина Сасина, журналистка из Орла. Она узнала эту историю от очевидца — про женщин, которые после войны были сосланы на остров из-за своих детей, рожденных от немцев. Такой остров действительно был на Севере, на Белом море. Историю каждой героини потом уже дописывали, добавляли детали. Этот сценарий меня поразил образами — прежде всего женскими. Очень эмоциональными, драматическими.

— Где проходили съемки? Как вам удалось найти такой остров?
— Проходили в Карелии. Место для съемок мы нашли не сразу. Но результат оправдал все наши старания. Аскетичная обстановка очень помогала нам. Будь вокруг лес, какие-нибудь живописные места, а не голые серые скалы — мы не смогли бы снять такие эмоции.

— Долго искали актеров на главные роли?
— Долго. Единственный, кто был утвержден без проб, — Александр Балуев. Я с ним раньше работала и знала, на что он способен. А героинь искали долго. Обычно, когда запускаю проект, я уже представляю, кто у меня будет сниматься, и стараюсь делать меньше проб. Я предлагаю роль, и если человек соглашается, то мы сразу начинаем работать. Здесь все получилось по-другому. Мне хотелось, чтобы у всех героинь были неизвестные лица. Мы просмотрели много молодых актрис, прежде чем нашли тех, кто нам нужен...

Дочки-матери

— А как ваша дочь Анна согласилась сниматься в этом фильме? Она ведь балерина, а не актриса.
— С радостью! Но Анна пробовалась на общих основаниях — я никому не говорила, что это моя дочь. Когда твои рабочие дела касаются близкого человека, то всегда возникает больше сомнений. Но и второй режиссер, и оператор сказали, что это — стопроцентное попадание в роль. Когда мы принимали окончательное решение, то голосовали всем продюсерским центром. И дочь единогласно была принята на роль Анны. Это была ее личная победа. Я считаю, что она справилась.

— Вы были строже с ней, чем с остальными членами съемочной группы?
— Да. И сейчас я понимаю, что ей было тяжелее, чем другим. Одно дело — когда режиссер чем-то недоволен, а если это недовольство проявляет еще и мама... Ей было очень неприятно, когда я ее ругала при посторонних.

Смена амплуа

— Вы кем себя в большей степени считаете: актрисой или режиссером?
— После картины «Одна война» — режиссером. Актерство как таковое меня уже не привлекает — только если вдруг предложат какую-то невероятную роль, такой образ, который я еще не создавала... А так в принципе мне интереснее делать фильмы, чем отдельные роли.

— Вашей первой режиссерской работой был фильм «Сломанный свет» — он вышел в 1990 году, а потом вы полтора десятка лет ничего не снимали. Отчего такой большой перерыв?
— Я не была зациклена на режиссерской работе и сама много снималась, восемь лет работала в театре имени Вахтангова... Все это время было заполнено творчеством, а потребности создавать кино не было. Но когда она все-таки пришла, я поняла: надо что-то делать. Однако интересных сценариев не было, и я решила придумать фильм сама. Так, в 2005 году появилась картина «Заказ», потом — «Чертово колесо» с Аленой Бабенко в главной роли. И теперь вот — «Одна война»...

Закономерная случайность

— Вы как-то сказали, что ваша жизнь состоит из случайностей. Что вы имели в виду?
— Есть такое выражение: закономерная случайность. Это и происходит в моей жизни. Я пришла на «Мосфильм» с подругой на закрытый показ одного из фильмов. Только-только окончила школу, ни о какой карьере актрисы не думала — увлекалась спортом, стрельбой из лука. И случайно встретилась на «Мосфильме» с Родионом Нахапетовым. Он мне предложил попробовать себя в его киноленте «На край света». И жизнь пошла в совершенно другую сторону: началась карьера в кино, я вышла замуж за Родиона (они были вместе 12 лет, у Веры от этого брака две дочери — Мария и Анна — прим. авт.)... Со вторым мужем Кириллом Шубским я тоже познакомилась случайно, на одном из кинофестивалей (в этом браке родилась младшая дочь Анастасия — прим. авт.). Я не рвусь куда-то, не стараюсь чего-то добиться — все происходит само. Это и есть в моем понимании закономерная случайность...

Хорошие актеры, хорошее кино

— Кого из актеров вы бы хотели снять у себя в фильме?
— Александра Балуева. Это уже звучит как навязчивая идея. Но если у меня будет хорошая роль и Саша согласится — я буду счастлива! Еще мне очень нравится, как играет Володя Машков, он очень талантлив. Женя Миронов просто превосходен! Из женщин-актрис мне нравятся Ирина Гринева, Алена Бабенко, Вика Толстоганова…

— Какое кино в последнее время вас, что называется, зацепило?
— Да много хороших фильмов. Я заметила, что мне нравятся серьезные картины — например, «Дорога перемен» с Леонардо Ди Каприо: история на двоих — про семейную пару, которая выясняет отношения... Меня привлекают картины, где есть внутренняя жизнь... Да и тот же «Аватар» мне понравился — хотя не принято почему-то его хвалить. Картина идет долго, и ты устаешь от этих очков. Но это кино сделано «с посылом», и он очень простой: посмотрите вокруг — что мы с вами делаем с нашей планетой?! Просто экологический клич какой-то: люди, одумайтесь!

Творческая семья

— Вы бы хотели, чтобы ваши дочери были профессиональными актрисами?
— Не знаю… Я очень рада, что Анна стала балериной — это безупречная профессия. Она танцует в Большом театре. Наверное, для балерины большего счастья нет. Сейчас Аня начала заниматься драматическим искусством — и это тоже хорошо. В жизни должно же что-то новое происходить. Она играет в Театре сатиры в спектакле «Люпофь». Это пьеса, специально написанная для нее, — история, связанная с балетом. Она там танцует в пуантах, пачке. Люди ходят, им нравится. И мне это приятно. Я рада за нее. Что касается старшей дочери, Марии — она нашла свое счастье в сыне Кирилле. Она давно приехала из Штатов, вышла во второй раз здесь замуж, родила ребенка, ему два с половиной года. Она очень хорошо рисует, другое дело — когда она начнет использовать свой дар? Младшая Настасья — ей всего 16 лет — учится во ВГИКе, выбрала продюсерский факультет...

— Может, ваши фильмы и будет продюсировать?
— Вот-вот: мы как раз готовим своего семейного продюсера! Это точно.

Женское счастье

— У вас три дочери. Дадите совет — как их правильно воспитывать?
— Надо быть им подругой — это самое главное. Стараться понять, а не наседать, не давить. Всегда нужно выслушать то, что хочет человек сказать... Сейчас почему-то опровергают теорию воспитания Бенджамина Спока. Но у него, по моему мнению, замечательные книжки. Мне они помогли — он очень точно знает психологию ребенка. А сейчас — какие-то новые веяния... Как мне кажется, нужно поступать так, как подсказывает тебе твое сердце. Какие-то основы, конечно, надо знать, но нужно идти от особенностей ребенка.

— Счастливая семья — какие основы должны быть для нее?
— Не знаю. Все равно нет каких-то общих правил, потому что в каждой семье — свое. Где-то мужчина хочет подчиняться женщине, а где-то он — глава семьи, что, собственно, и правильно... Поэтому рецептов никаких нет. Просто необходимо быть нужными друг другу. Для меня счастье в семье — это взаимопонимание...

«Вечерний Саранск»