Сажать и штрафовать!

17.04.2019 12:01

В России ужесточают санкции за превышение скорости и ответственность для пьяных водителей

Минувшая неделя ознаменовалась сразу двумя законодательными инициативами в области безопасности дорожного движения. ГИБДД предлагает увеличить штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч в шесть раз - с 500 до 3000 рублей. Одновременно в Госдуму внесен законопроект, приравнивающий пьяных водителей, по вине которых погибли люди, к убийцам. Обе инициативы вызвали широкий резонанс в обществе, разделив население страны на сторонников и противников нововведений. Суть предложений и аргументы сторон изучил корреспондент «ВС».

Тише едешь - меньше платишь!
Инициативу ГИБДД об увеличении штрафов за превышение скорости на 20-40 км/ч с пятисот до трех тысяч рублей, прозвучавшую на общественных слушаниях в Госдуме 10 апреля этого года, вряд ли можно назвать революционной. Соответствующие предложения звучали из разных уст еще в конце прошлого года. Но большинство российских водителей надеялись, что до конкретных шагов в этом направлении дело все же не дойдет. Однако в автомобильном ведомстве страны в очередной раз дали понять, что бороться с любителями погонять намерены всерьез. ГИБДД предлагает не только увеличить штраф сразу в шесть раз, но и лишить возможности оплачивать свое прегрешение с пятидесятипроцентной скидкой тех водителей, кто часто превышает скоростной режим. Этой мерой сейчас активно пользуются все нарушители ПДД, предпочитая заплатить в двадцатидневный срок половину положенного штрафа. Однако это предложение не получило ожидаемой поддержки парламентариев. В Госдуме не без оснований полагают, что отмена пятидесятипроцентной скидки приведет лишь к тому, что нарушители вообще перестанут платить, что в свою очередь прибавит работы судебным приставам. Что же касается увеличения штрафов за превышение скоростного порога, то в целом инициатива ГИБДД одобрена. Хотя практических вопросов еще предостаточно.  

Эксперты отмечают, что в свое время зазор в 20 км/ч появился в правилах дорожного движения не просто так. Дело в том, что приборы фотовидеофиксации тех лет просто не могли установить точную скорость движения автомобиля. В результате в ПДД появился пункт, позволяющий водителям ездить по городу вместо положенных шестидесяти км/ч на девятнадцать километров быстрее. Теперь же, как поясняют в ГИБДД, приборы стали совершеннее, и установить точную скорость движения транспортного средства уже не проблема. Значит, и водительской вольнице пора положить конец. В поддержку своей позиции в ведомстве приводят статистические данные, согласно которым превышение скорости является основной причиной дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. В ведомстве подчеркивают, что превышение допустимой скорости на 1 км/ч увеличивает риск ДТП со смертельным исходом сразу на три процента.

Надо ли говорить, что в автолюбительском сообществе страны инициативу ГИБДД встретили без особого энтузиазма. Активисты, к примеру, ссылаются на то, что безопасность на дорогах достигается, прежде всего, неотвратимостью наказания, а не увеличением штрафных санкций и лишением возможности платить со скидкой. К тому же, как подчеркивают представители общественности, превышение скорости чаще всего допускают так называемые мажоры. Для них увеличение штрафа - как слону дробинка. Как летали, так и будут летать. Страдать же будут рядовые автовладельцы, у которых каждая копейка от получки до получки считана. Что же касается дорожно-транспортных происшествий, то, как утверждают автолюбители, зачастую к ним приводит неоправданно большое количество знаков на дорогах. Это отвлекает водителя и повышает риск возникновения аварии.

Однако ограничиваться кратным увеличением штрафа за превышение скорости на 20-40 км/ч в ГИБДД не собираются. В ведомстве уже озвучили инициативу о введении административной ответственности за превышение скорости на 10-20 км/ч. Правда, с одной оговоркой. Вступление в силу этой нормы предлагают отложить на два года. За это время, по замыслу авторов, должна быть проведена полная ревизия всей автодорожной сети страны. С дорог должны исчезнуть лишние знаки, а покрытие должно быть приведено в норму. Пока же асфальт зачастую оставляет желать лучшего даже на платных участках федеральных трасс.

Пьяный за рулем - убийца!
А вот другая инициатива, связанная с безопасностью дорожного движения, получила куда большее одобрение общественности, чем увеличение штрафов за превышение скорости. На минувшей неделе в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий внесение поправок в уголовный кодекс. Согласно этому документу пьяных водителей, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, предлагают наказывать как за совершение умышленного убийства. Инициатива уже получила поддержку Верховного суда и Правительства РФ.

Суть предлагаемых изменений предельно проста. В 264-ю статью УК РФ, предусматривающую наказание за нарушение ПДД, должны быть внесены поправки, четко регламентирующие сроки наказания. Если в аварии по вине пьяного водителя здоровью человека причинен тяжкий вред, виновнику будет грозить от трех до семи лет лишения свободы. В случае гибели одного человека виновник ДТП получает от пяти до двенадцати лет колонии. Если же в случае аварии гибнут два и более человека, то пьяный водитель, по вине которого произошло ДТП, отправится в места не столь отдаленные на срок от восьми до пятнадцати лет. Такие же сроки предусмотрены за умышленное убийство человека.

Авторы законопроекта, конечно, понимают, что пьяный водитель вряд ли имел умысел на совершение смертельной аварии. В большинстве случаев человек просто не отдает отчет своим действиям в результате опьянения. Но сам факт того, что он сел за руль автомобиля под воздействием алкоголя или наркотиков, предлагается приравнивать именно к умыслу.

Необходимость ужесточения ответственности для водителей, по вине которых гибнут люди, обсуждается в нашей стране уже несколько лет. Значительная часть общества выступает за то, чтобы суды трактовали действия водителя как умышленные, а автомобиль в случае смертельной аварии должен рассматриваться в качестве орудия убийства. Соответственно, и сроки должны быть больше. Сейчас, напомним, пьяному водителю, по вине которого погиб человек, грозит от двух до семи лет лишения свободы, в случае гибели двух и более лиц - от четырех до девяти лет тюрьмы. Но это только в теории. На практике же суды крайне редко назначают пьяным водителям максимально предусмотренное законом наказание. Их действия трактуются как неумышленные. Нередки случаи, когда пьяные водители отделываются колонией-поселением или вообще условным сроком. К примеру, в декабре 2015 года в Мордовии был вынесен приговор рецидивисту Владимиру Лоушкину. В августе того же года он, будучи пьяным в хлам, сбил в селе Шишкеево Рузаевского района двух школьниц. Одна из них погибла на месте. На момент аварии Лоушкин уже был лишен прав за пьяное вождение. Но все равно сел за руль. Как было установлено в ходе следствия, мужчина пил прямо в процессе езды. Початая бутылка водки впоследствии была обнаружена на пассажирском сиденье «Оки», которой управлял Лоушкин. Приговором суда ему было назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Можно легко вспомнить еще несколько случаев, когда пьяные водители, по вине которых гибли люди, отделывались весьма символическим наказанием.

По статистике ГИБДД, управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является одной из основных причин гибели людей на дорогах. В прошлом году в стране зафиксировано 16458 ДТП, произошедших по вине пьяных водителей. В них погибли 4645 человек, более двадцати двух тысяч получили ранения.  

Безопасность или коммерция?
Юристы, дававшие публичную оценку законодательным инициативам ГИБДД, расходятся во мнении относительно полезности или вредности перемен. Однако и те, и другие отмечают одну и ту же тенденцию. За последние годы санкции за нарушения правил дорожного движения в нашей стране ужесточались уже не раз. Чего стоит только увеличение штрафов за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Казалось бы, после таких мер количество желающих сесть за руль «под мухой» должно упасть в разы. Однако, как показывает практика, те, кто привык ездить нетрезвым, отказываться от своих пристрастий не торопятся. Статистика - вещь упрямая, а она свидетельствует, что количество аварий, произошедших по вине пьяных водителей, мягко говоря, не снижается. В этой связи ужесточение ответственности для нетрезвых виновников аварий некоторые специалисты называют бесполезной мерой. Но с другой стороны, даже скептики признают, что никакими другими мерами эту проблему не решить.

С ужесточением санкций за превышение скорости ситуация выглядит совершенно иначе. Большинство экспертов называют это откровенно коммерческим проектом. Ни о какой безопасности на дорогах в данном случае речи не идет. Ни для кого не секрет, что в бюджеты многих российских населенных пунктов изначально закладывается такая статья, как поступления от уплаты штрафов за нарушения ПДД. То есть власти городов заранее планируют получить определенные суммы с водителей. Но разве можно спланировать, на сколько миллионов рублей «накосячат» водители? Эксперты утверждают, что можно. Сейчас в нашей стране получила широкое распространение такая практика, когда на хорошей дороге устанавливают знак ограничения скорости, а сразу за ним ставят камеру. Далеко не каждый водитель, увидев ограничительный знак на хорошей дороге, снизит скорость. Следовательно, с учетом среднего потока машин на конкретном участке можно спрогнозировать и количество нарушений правил дорожного движения. А стало быть, и предполагаемую сумму бюджетных поступлений. При этом вот уже несколько лет ГИБДД полностью отстранена от согласования схем организации дорожного движения. И разговоров о возвращении автомобильному ведомству соответствующих полномочий что-то не слышно. Не означает ли это, что всех все устраивает?

Алексей Константинов

«Вечерний Саранск»