Подарки, которые мы выбираем

17.03.2010 12:21

Говорят, что подарки — штука серьезная. А потому и выбирать их нужно так, чтобы и одариваемому приятно было, и чувства сожаления за напрасно потраченные деньги не возникало. Дождавшись завершения традиционно богатого на различные праздники периода, «ВС» решил выяснить, каким знакам внимания отдают предпочтение жители Мордовии.

Половичок и слиток золота в придачу

С точки зрения количества имеющихся предложений, никаких проблем с поиском нужного презента возникнуть вроде бы не должно. В одном только Саранске действует целый ряд специализированных магазинов, не считая сувенирных лавок, отделов в крупных торговых центрах и даже фирм, выпускающих дизайнерские подарки, эксклюзивную и именную сувенирную продукцию. При желании можно оригинально упаковать ее, подобрать симпатичную открыточку, заказать стихотворное поздравление, гравировку.

Выбор зависит исключительно от пожеланий клиента и толщины его кошелька. Сегодня и обычные, на первый взгляд, предметы легко превращаются в плоды творческой и научно-технической мысли. На бутылки с напитками наносится бархатный слой, на футболки, рубашки и кружки — черно-белые и цветные портреты, пейзажи, дарственные надписи. Иные компании и вовсе берутся разработать и изготовить чей-то родовой герб, сделать из домашних шлепанцев сапоги-"скороходы" или разрисовать под гжель и хохлому разнообразные предметы интерьера, вплоть до DVD-проигрывателей и кухонной утвари.

Среди новинок подарочной индустрии — якобы домотканые половички и халаты, «собственноручно» сваренное мыло, носки-самовязы и прочие сделанные вручную вещи.

Человека, у которого есть все, наверняка порадуют «золотой» слиток или позолоченное изделие, в точности повторяющее произведения именитых художников и скульпторов. Согреть душу помогут также «сувенирные» газеты. По сути, это те же приветственные адреса, только на новый лад. Напечатать их обещают в настоящих типографиях — с фотографиями юбиляра на каждой полосе и упоминанием о его высоких качествах в статьях и заметках.

Скажи вещизму «нет»!

Если рынок эксклюзивных подарков отечественный производитель завоевал прочно и навсегда, то «ширпотребом» нас и по сей день снабжает в основном заграница. Причем в условиях кризиса безусловный приоритет отдается предметам утилитарным, полезным в быту и на работе. Конечно, в плазменных телевизорах, кухонных комбайнах, меховых перчатках, теплых пледах или комплектах нижнего белья ничего праздничного нет. Зато они функциональны и ежедневно востребованы, что уже немаловажно. Магазины бытовой техники, первые осознавшие это, весь нынешний сезон проводят под лозунгом «Подарок — лучше распродажи». Трудно заставить покупателя приобрести залежалую вещь с 10-, 20- или даже с 50-процентными скидками. А вот в качестве «бесплатного» дополнения к другому товару она уйдет влет.

В отличие от гипермаркетов электроники компьютерные салоны гораздо реже балуют клиентов «дармовыми» сюрпризами. Тем не менее с некоторых пор и там удастся подыскать какой-нибудь презент. Зимой, например, традиционно довольно неплохо расходились небольшие елочки, питаемые от компьютера, чашки с подогревом, снеговики. Новинкой сезона стал миниатюрный Санта-Клаус, который исполнял незамысловатую новогоднюю мелодию и периодически раскрывал мешок с дарами. Изначально тот, разумеется, был пуст.

Постепенно в моду входят и нематериальные подарки, без налета вещизма. Они гарантированно не станут пылиться на полке и произведут необходимое впечатление. Речь идет об удовольствиях, от которых в непростых финансовых условиях многим пришлось отказаться, — походах в салоны красоты, билетах на концерт популярных артистов, абонементах в фитнес-клубы и тренажерные залы — вплоть до туристических путевок.

К слову, многие саранские магазины и косметические студии довольно оперативно отреагировали на внезапно возникший спрос. В продаже тут же появились подарочные карты разного номинала. Потребителю предлагается самостоятельно выбрать подходящую вещь или процедуру. Из минусов данной услуги следует выделить только практически повсеместную невозможность получения сдачи. В лучшем случае продавцы предложат докупить на оставшуюся сумму «еще чего-нибудь», в худшем — заявят, что действующие в торговой точке скидки не распространяются на товары, приобретаемые по такому способу расчета.

Шутки ради

В принципе наши сограждане довольно редко останавливают свой выбор на действительно оригинальных предметах, способных удивить и обрадовать одновременно. Исключение составляют презенты коллегам по работе, занимающим ту же ступень в служебной иерархии, родственникам и друзьям, готовым оценить добрую шутку. Лет 5-7 назад, скажем, устойчивым спросом пользовались упрятанные под стекло кусочки хлеба, рыбки, бутафорские пивные бутылочки и банки с рассолом, символизирующие некий неприкосновенный запас. Вскоре им на смену пришли копилки и пепельницы с вмонтированными в крышку забавными фигурками, жадно подбирающими оставленные монетки да окурки. Ну а на гребне кризиса в продаже появились «вееры для выветривания из головы дурных мыслей» и органайзеры из серии «Записки сумасшедшего».

Некоторые сувениры и вовсе являли собой типичные образцы черного юмора. Чего стоят хотя бы кусок веревки и обмылок в стеклянной оправе с надписью «П…ец подкрался незаметно» либо игрушечный пистолет-зажигалка «Остался последний патрон».

Ловкости и проворности китайских товарищей, поставляющих на здешний рынок свою продукцию, работники саранских магазинов подарков вообще не перестают изумляться. Когда проблемы в банковском секторе достигли пика, в продаже появились фиги на постаменте с невеселым выводом «Денег нет». Но стоило экономике чуть ожить, как те же самые кукиши увенчал более оптимистичный лозунг: «Кризису — нет».

Апофеозом восточной предприимчивости сами продавцы называют «блок дистанционного управления женой». Поначалу, говорят, то был единый уникальный пульт, предназначенный для работы чуть ли не с любой домашней аудио-видеотехникой. И реализовывался он, как положено, через магазины радиоэлектроники. Вот только популярности у пользователей так и не снискал, поскольку многие марки телевизоров, видеомагнитофонов, музыкальных центров посылаемые команды откровенно игнорировали. Совершенствовать пульт безвестные производители, видимо, не решились. Вместо этого на нем появились картинки «с видами» веника, кастрюли, мусорного ведра, разобранной постели и прочими. После чего «новинка» поступила в сувенирные лавки. А тот факт, что с ее помощью удавалось порой еще и переключать телевизионные каналы, расценивался как приятное дополнение.

В стремлении удивить близких иные жители Мордовии едва ли отстают. Сотрудники одного из магазина подарков вспоминают, как однажды покупательница попросила подыскать надувной бассейн. Не слишком большой, дабы можно было запустить туда пойманную мужем рыбу. На невинный вопрос, почему бы семье не обойтись обычным корытом, женщина лишь усмехнулась — четверых внуков ведь тоже надо где-то купать… В следующий раз некой мамаше потребовалась игрушечная машина для сынишки, способная воспроизводить звук… работающего двигателя. Самое удивительное, что такой подарок-плеер, встроенный в модель автомобиля, удалось найти. Достать же запись шума мотора было уже совсем несложно.

Дорого внимание…

А вот начальству люди в основном стараются преподносить что-нибудь нейтральное — письменные наборы, кожаные портфели, футляры для визиток и кредитных карт, напольные глобусы с барами, часы, украшенные государственной символикой, погодные станции, наконец, картины, шкатулки, вазы, светильники. Банальность самой идеи мало кого смущает.

Здесь главное — подчеркнуть статус руководителя. Известно, например, что работники одного саранского предприятия ежегодно вручают своему директору модели парусников, тщательно стараясь при этом не повторяться. Откуда пошел сей обычай, сейчас, наверное, никто и не вспомнит. Скорее всего, коллекция начала складываться совершенно случайно, так и не превратившись со временем в полезное хобби. Хотя определенная выгода от собранной за долгие годы «флотилии» имеется. Ее общая стоимость наверняка исчисляется сотнями тысяч рублей.

Случаи разового приобретения сверхдорогой продукции, напротив, практически не встречаются. Работники магазинов и фирм подарков объясняют это даже не столько стремлением сохранить конфиденциальность клиентов, сколько особенностями представленного ассортимента. Как правило, цена большинства товаров не превышает 18-20 тысяч рублей. Сумма вполне достаточная, чтобы уложиться в отведенный бюджет, но далеко не запредельная. Лишь пару раз сотрудники солидных учреждений не дарили, а буквально осыпали директоров различными дарами. Одну из таких историй впору вовсе рассказывать как байку. Тогда пришедшая за покупками делегация планомерно забраковала кейс с принадлежностями для карточных игр («Слишком легкомысленно!»), украшенную полудрагоценными камнями саблю («еще подумает, что, принимая решения, рубит сплеча») и наборы для спиртных напитков («Решит, будто за воротник много закладывает»). Зато в число остро необходимых начальнику аксессуаров попали изящные шахматы, ручка «Паркер», настольная лампа, несколько статуэток, барсетка, записная книжка в тисненом кожаном переплете и часы-фоторамка. Причем, судя по телефонным переговорам, за покупками одновременно отправились сразу несколько групп сотрудников!

Смена традиций

Но все-таки главной отличительной особенностью нынешних времен становится постепенное разрушение, а порой и ломка прежних традиций и стереотипов. Ножи и прочие колюще-режущие предметы, которые, казалось бы, совсем недавно входили в список недопустимых подарков, сегодня все чаще воспринимаются просто как знак внимания, достойный конкретного человека. Более того, порой сами продавцы рекомендуют внимательнее присмотреться к подобным презентам, вложив в них новый смысл и толкование. Благо современными ножами можно не только порубить колбаску на привале, порезать хлеб, но и провести мелкий ремонт, разжечь костер или, скажем, наловить рыбу.

Явно нуждается в пересмотре и другая традиция — не дарить женщинам бальзаковского возраста бижутерию. Уже хотя бы потому, что иные «стекляшки» стоят сейчас ничуть не дешевле изделий из драгоценных металлов, да и по внешнему виду ничуть им не уступают.

Что же до сакраментального принципа «Дорог не подарок, дорого внимание», то он по-прежнему остается актуальным. Правда, с определенными поправками. Возвращать презенты в магазин, обменивать их, в крайнем случае передаривать, увы, все реже считается зазорным. Причем наиболее прозорливые граждане даже стараются заранее предусмотреть такую возможность, заботливо подкладывая выданные чеки под упаковку. О мелких памятных сувенирах речь конечно же не идет, но за дорогостоящие предметы жители Мордовии понемногу начали требовать положенную «компенсацию».

Так, совсем недавно некий мужчина пожелал забрать деньгами полученный в качестве подарка глобус-бар. Свое стремление он объяснил тем, что аналогичное изделие уже несколько лет стоит в его кабинете. Другой гражданин попросил обменять пистолет-зажигалку на подставке, поскольку ее цвет не гармонировал с имеющейся в квартире мебелью.

«Вечерний Саранск»